Карта сайта " ФизикоТехник "
Воспоминания Выпускника ФизТеха УПИ
ЛИСТОПАДОВА Юрия Геральдовича



 Листопадов Юрий Геральдович  Полноэкранный просмотр фотографии





    ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО   СТУДЕНТА

      Группа " Вконтакте " " Выигранные суды ЖКХ "




      Эпизод N 1 ( Лето. Пролог. ) Листопадов Юрий
      Эпизод N 2 ( Колхоз. Картошка. ) Листопадов Юрий
      Эпизод N 3 ( Колхоз. Картошка. Фото. ) Листопадов Юрий
      Эпизод N 4 ( Колхоз. Картошка. Газета. ) Листопадов Юрий
      Эпизод N 5 ( Колхоз. Картошка. Финиш. ) Листопадов Юрий
      Эпизод N 6 ( Колхоз. Картошка. Результаты. ) Листопадов Юрий
      Эпизод N 7 ( Колхоз. Картошка. Впечатления. ) Листопадов Юрий
      Эпизод N 8 ( Учеба. Первый семестр. ) Листопадов Юрий
      Эпизод N 9 ( Учеба. Второй семестр. ) Листопадов Юрий
      Эпизод N 10 ( Первая Целина )
Листопадов Юрий
      Эпизод N 11 ( Вся Правда о Целине В.Ю. Иванова )
Листопадов Юрий
      Эпизод N 12 ( Учеба. Агитпоход. )
Листопадов Юрий
      Эпизод N 13 ( Учеба. " Ландау-Лифшиц " и Якуб. )
Листопадов Юрий





Эпизод N 1 ( Лето. Пролог. )        

Лето 1978 года было прекрасным: мы, поступившие по итогам двух экзаменов "девятибалльники" уже
считали себя студентами, и горделиво поглядывали вокруг, придя на 1-е оргсобрание, где нам
представитель деканата сказал, оглядев разномастную толпу "абитуры" с легким презрением, что,
де, мол, размечтались. И пока мы не вернемся из колхоза, наше место вакантно и каждый
( КАЖДЫЙ !!! ) может вылететь как пробка, очередь желающих большая.
Так что, кисти ( носилки, лопаты и т.д. ) в руки - и вперед. Короче, мы красили на факультете
двери-стены-полы, что-то там подносили-убирали на строящемся циклотроне и т.д.

И так ( точно не помню ) пару недель.

А потом....
Потом "картошка".
но об этом завтра.


Эпизод N 2 ( Колхоз. Картошка )        

НУ ВОТ ПОДУМАЛ Я :
" А чё завтра-то? "
А чем сегодня-то меня не устраивает ?

Ну и короче ...
Итак, посадили нас в электричку, вылезли мы на каком -то полустанке и отправились
пешком в село с говорящим названием " Лебяжье ".
НО!
Я щитаю ...
Повезло, что не попали в соседнюю Темниловку ....
Ну и приехали мы в колхоз.

175 поступивших, из которых примерно 165 - вчерашние школьники, которым, как правило, 17 лет
( с 7 лет в первый класс и десять классов средней школы ). Мне, правда, 16.
Человек 10 - НЕ сразу после школы.
И вот, в конце августа 175 поступивших практически в полном составе отправились убирать второй
хлеб, вдохновленные, напоминаю, напутствием деканата о том, «что вы еще не студенты и, если
кто-то будет плохо работать, студентом так и не станет». Кроме собственно " абитуры " в совхоз
" Россия" поехали пара десятков второ- и третьекурсников и бригада дипломников " на погрузку ".
Всего около 200 физтехов. Еще нам почему-то была придана группа девушек с инжэка.

В первый же день на собрании было решено ( по представлению руководства ), что кормиться будем
на рупь восемьдесят копеек в день. Причем альтернативой было «рупь шестьдесят». Фактически же
( утверждаю, основываясь на опыте кормежки в стройотрядах, походах, лагерях, колхозных и
совхозных столовых тех лет ) нас кормили ( опять же- В САМОМ ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ ! ) на 50-60 копеек в
день ( причем кормили отвратительно, практически одной картошкой, которую мы же и убирали.
Молоко, например, дали один раз за месяц ). Путем несложных подсчетов, доступных каждому физтеху,
легко установить, что, исходя из 200 «кормящихся» человек в день «кто-то имел» около 250 рублей.
А было таких дней- более 30 ... Чтобы понять- много это или нет : 250 рублей в 1978 году укажу,
что моя первая зарплата инженера в НИИ была 115 рублей в месяц – и это уже в 1984 году ...

Бытовые условия также вполне могли привести кого-то на скамью подсудимых. Спали мы в старом
здании без отопления ( далее барак ), сказать, что тесно - ничего не сказать. Сдвинутые
двухярусные койки с проходами между ними сантиметров по 40. Ни тумбочек, ни вешалок. Сушилка для
одежды и обуви была, врать не буду. Но без калорифера. Калорифер появился недели через две дождей,
и он вырубался по несколько раз в час, вместе с электричеством в бараке, что сопровождалось
коллективным произнесением слова, аналогичному выражению "ну вот опять, да чтож такое,
когда уже наладят...". Забегая вперед, укажу, что не наладили никогда....

Как следствие - тотальные простуды ( а на поле отправляли всех, независимо от состояния здоровья ).
естественно, ни теплой воды, ни нормального туалета, один раз, ИМХО, была баня ( за 5 недель ! )

Но самое главное- ощущение ненормальности всего происходящего: до поля шли пешком около часа,
обратно- подольше, уже впотемках, еду в поле привозили ( если привозили ! )_ холодную, защиту от
дождя никакую не предусмотрели и т.д. и т.п., а нам, только со школьной скамьи - это казалось
вопиющим. Да так оно, честно говоря, и было ...

Продолжение собственно про уборку - вот точно уже завтра ...


Эпизод N 3 ( Колхоз. Картошка. Фото. )        
 Мы и картошка
Мы и картошка   Сентябрь 1978 год

Ну что ?
Гулять, так гулять !!!
Фот фото с того " колхоза ".
Двух ( в смысле - трёх ) прикрепленных девочек с инжэка найдете без труда, я щитаю.

А вот администратора данного канала найдете ?
Кто найдет первым - тому любую ссылку по любому делу, которое есть в группе.
Зуб даю ....










 На смену !
" Нв смену ! "   Сентябрь 1978 год


Эпизод N 4 ( Колхоз. Картошка. Газета )        

Ну, раз пошла уже руда " за колхоз " ...
Вот заметка в институтской газете про нашу группу ...
Фт 170 ... Нашел на просторах интернета. И областная " На смену ! " про нас писала ...
Ща ужо поищу ...


Эпизод N 5 ( Колхоз. Картошка. Финиш. )        

Производственная часть.
Картофель убирали, ТЕОРЕТИЧЕСКИ, " мацепурой " - это такая марка картофелекопалки.
Но .... Или мацепура сломалась, или тракторист пьяный ....
И тогда ....
Вилы ....
Точнее ВИЛЫ !!!
В всех смыслах этого слова ...
Когда выпал снег ( а выпал он день на десятый ) мацепуры а поле больше не выезжали.
И 20 дней - вилами из-под снега.
Без выходных, естественно ...

Когда не хватало мешков ( а их не хватало постоянно ) , технология уборки была следующей :
- из борозды- в ведро
-из ведер – в мешок
-из мешков- в кучи ( бурты )
-из буртов – в ведра
-из ведер- в мешки
-из мешков – в контейнеры ( огромные чехлы из плотного капрона с завязанной внизу горловиной )
-из контейнеров ( с помощью подъемника ) – в телегу трактора.

А вот из тракторной тележки ...
Не могу сказать за все время уборки урожая, но, когда после отъезда дипломников меня поставили
" на телегу " - из телеги картошку вываливали в овраг близ поля.
Причем в овраге были залежи сгнившего картофеля ...
И явно не одного года ....
Понятно, что это никак не стимулировало нас тщательно выбирать клубни и, картошку в массовом
порядке " затаптывали ".
Следствием этого стала " вторичная подборка ".
После того, как по полю прошел культиватор, у руководства появилась проблема : поле было белым
от картошку, которую якобы уже убрали.
Нас, 200 человек, построили в две цепи. Мы сцепились локтями и, с пением революционных песен,
пошли по периметру поля, затаптывая картошку так, чтобы " с дороги не было видно ".
Сейчас такое затаптывание, возможно, и не преступление, а вот по тогдашним законам – вполне
себе статья … Нас грели ( за неимением отопления жилого барака ), обещания начальства :
" Ну уберете - и домой ! "
Убрали ...
И несколько дней нас возили на помощь "соседям" - то ли мехфаку, то ли химфаку ....
Лично для меня колхоз имел неблагоприятные последствия в стипендиальном плане.

Но об этом - завтра ...


Эпизод N 6 ( Колхоз. Результаты )        

Ранее я написал, что колхоз отразился на моем стипендиальном довольствии.
Вроде бы, при чем здесь колхоз ?

А ВОТ :
1.Дня примерно с третьего мы начали ежедневно "прощаться с полем", выражая благодарность
высшим силам, что еще один день позади.
Выглядело это так:
Мы собирались толпой и один из нас (не будем показывать пальцем, но подчеркнем, что он был
демократически выбран за громкий голос) громко излагал следующий текст:
"Волга-Волга, я Донец,
еще одному ( хм ... ну пусть "благословенному" ) дню
на этом ( ну пусть "благословенном" ) поле ...
И тут вся толпа хором и с нескрываемой радостью трижды провозглашала здравицу, заканчивая все
это громогласным " УРА ! "
Ну и вот.
На первом же собрании декан факультета, ласково глядя прямо на меня ( ну, может, мне показалось )
изрек, что у физтеха много традиций, но вот традицию "прощания с полем" надо искоренить и чтобы
духу не было ...
Это, как Вы понимаете, РАЗ.

2.Мы неплохо заработали за "картошку" - рублей по 30 ( примерно за 40 дней ).
Однако, поскольку ОФИЦИАЛЬНО мы ели на рупь 80, но долги перед
колхозом нам великодушно простили ...

НО !
Группе - победителю соцсоревнования ( а это была наша группа ) обещали премию. 100 ( сто ) рублей.
Но не выдали..
И меня, как профорга группы ( шутки за триста про тупой угол во всех "треугольниках" - в студию ! )
отрядили уже после возвращения эти сто рублей выцарапывать.
Я конечно, выцарапал, но меня запомнили ....
И когда я первую сессию сдал с одной четверкой ( а это означало повышенную на 15% стипендию ), мне
эту стипендию не дали. Прямо про колхоз не сказали, но факт остается фактом.
Остальным дали, кое-кому даже с двумя 4-ками., а мне - нет ....
Хотя польза от меня факультету была - я победил в институтской олимпиаде по химии, состоял в
лекторском бюро факультета, участвовал в агитбригаде, которая победила во всех конкурсах вплоть
до областного. Ну и профоргом был, как выше указано ...
А сто рублей, которые я с таким трудом "выходил", с подачи спорторга курса Женьки Диомидова
пустили на лотерейные билеты ДОСААФ ....
И вот : Женько впоследствии стал во главе конторы, которая собирала коммуналку со
всего Свердловска ....

Ну, до завтра, что ли ?


Эпизод N 7 ( Колхоз. Впечатления. )        

А вот как виделась " картошка - 1978" руководителю нашей " картошки " Чолаху Сеифу Османовичу :

" .... Все пустые мешки совхоза сейчас в первую очередь приезжали на наши поля. Нехватки тары отряд
не ощущал, и из-за этого продолжительных простоев уже не было ....
Очень важная проблема в " битве за урожай " - это еда и быт студентов.
.... я понял, что ребят надо кормить в поле обедом и возможно полдником. Полевые кухни были
подготовлены деканатом к следующему сезону, и проблема питания была решена. Освободилось время на
спокойный обеденный отдых студентам, на разговоры о жизни на физтехе, смех, шутки. Финишный флаг
дневной нормы, который старший поля выставлял впереди отряда, приближался уже неумолимо, а дальше
флаг в конце поля и возвращение домой ....
.... Чистота и порядок в общежитии ....
Колхозная страда факультета была отлажена почти до совершенства.
.... В последние два года мы убирали урожай в Лебяжьем. Даже при плохих погодных условиях ( однажды
18 га пришлось копать вилами ) закончили уборку в двадцатых числах сентября ....
.... Я стою перед отрядом, пока идет перекличка студентов, и думаю о том, что, что картошка, которую
сейчас собирают бойцы отряда, запомнится им на всю жизнь и для них она будет лучшая в мире ....
.... Сачков и лентяев, желающих получить отгул около медпункта уже не было, сметана свежая, мяса
вдоволь, кухни едут на поле - в них огонь горит, суп и каша горячие и что характерно все вкусное ....
Быт студентов был хорошо организован ....
.... Для лучшей группы у Александра Петровича были припасены пряники, для всех девушек шоколадки .... "
В общем. как в старом советском анекдоте : " Хочу жить в Советском Союзе ... "

Чисто для справки :
- как я уже писал - мешков не хватало примерно всегда
- еду привозили в БАКАХ, при этом остывшую, никаких полевых кухонь не было
- никаких полдников не было ни разу....
- насчет шуток и смеха: хорошо, что руководство не знало, как именно и над кем шутили ...
- я и был, видать, тем самым " сачком и лентяем ", когда меня из медпункта отправили на поле, но на
поле мне стало настолько дурно, что отправили на место дислокации, куда я , кстати, не дошел, упав
в какую-то копну и выключившись. И меня, надо сказать, никто не искал, добрел еле-еле глубокой
ночью ... Но на следующий день - снова в поле...
- Сметана свежая, возможно была. Вопрос - кто ее ел ? Ну и про мясо - аналогично. Вдоволь ДЛЯ КОГО ?
- наша группа практически каждый день была лучшая, но пряников мы не видели ....

Видать, Аександр Петрович пряники сначала припас, а потом СЪЕЛ !!!!


Эпизод N 8 ( Учеба. Первый семестр )        

Первый семестр пролетел ОЧЕНЬ БЫСТРО ...
И, поскольку я ОЧЕНЬ хотел поехать в стройотряд, на регулярную учебу времени почти не оставалось ...
Агитпоходы, репетиции, лекции, встречи с дружественным отрядом, ДНД ( кто помнит, что это такое ? )
спортивные соревнования, субботники, дежурство на различных мероприятиях ...

Короче, к моменту 1-й сессии у преподавателей сложилось превратное мнение, которое заключалось в
том, что сессию я не сдам, о чем мне прямо говорила, например, наша преподаватель по матанализу
Абрамова. И преподаватель по аналитической геометрии Либерман. И преподаватель истории КПСС
Мартыненков. И преподаватель черчения ( не помню, как его звали ).
И ...
А нет, преподаватель химии не намекала, поскольку в перерывах между агитпоходами я совершенно
непонятным образом умудрился выиграть институтскую олимпиаду по химии ( может мою работу с чьей-то
перепутали ? ) и получил пятерку автоматом ...

Короче сессия обещала быть трудной...
Так и получилось: на экзамене по аналитической геометрии Либерман, выслушав меня, с непроницаемым
лицом сказал: "Ну, "хорошо" могу поставить". Четверку, тоись ...
Я не согласился. Он дал мне еще задачу. Я решил. Он- еще задачу. Я опять решил.
И он говорит: "Не знаю как ты списываешь, но пятерку я тебе посталю только если решишь задачу,
которую списать не у кого. А не решишь ... ".
Я самоуверенно заверил, что решу.
Ну и вот.
Дал он мне задачу и несколько раз подходил, предлагая четверку.
Я не соглашался.
И, таки решил.
Либерман поставил пятерку.

А в начале 2-го семестра была факультетская олимпиада по математике.
Там было несколько задач с разным количеством баллов.
И !
Самое большое количество баллов полагалось тому, кто решит ту задачу, которую Либерман подсунул
мне на сессии ...
И вот так, с шутками и прибаутками, я сдал на " Отлично " и остальные экзамены, кроме матанализа ...
Убедить Абрамову, что я, в принципе, и матан знаю на пять, мне в первую сессию не удалось ...
А вот во вторую получилось ....

Но до второй сессии еще надо было дожить ...


Эпизод N 9 ( Учеба. Второй семестр )        

Ну-с, После первого семестра вполне логично последовал второй.

Самым запомнившимся во втором семестре событием стала факультетская олимпиада по математике.
Как я уже упоминал, " дороже всего " стоила на этой Олимпиаде задача, которую мне подсуропил Либерман на
первой сессии, стараясь меня " срезать ". Ему не удалось, и, соответственно, решение этой задачи я знал.
А остальные - НЕТ !!!!
Следствием чего стал мой выигрыш на факультетской олимпиаде по математике.
И, соответственно, проблем со сдачей математических дисциплин ( а их было ТРИ )
на второй сессии у меня не было.
На экзамен по истории КПСС я пошел, нацепив почетный значок ЦК ВЛКСМ " За активную работу в комсомоле ".
Значок был не мой, но нём это не было написано ...
После этого шансов не сдать на " отлично " историю КПСС у меня не было ...
На начерталке я эффективно использовал прием : " кто пойдет отвечать первым - тому на балл выше ".
А, поскольку у меня еще был " заначенный балл " за задачу, которую " кто решит первым - на экзамене
плюс балл " - то не трудно догадаться, что и начерталка была сдана УСПЕШНА !
Ну, общая физика пролетела незаметно - вообще не помню этот экзамен.... В общем :
в зачетке все шесть экзаменационных строк были с пометкой " ОТЛ "
Ну и напомню ( вдруг это знание ныне утрачено ), как в наше время расшифровывали оценки в зачетках :
" ОТЛ "    - " Обманул Товарища Лектора "
" ХОР "    - " Хотел Обмануть - Разоблачили "
" УД "        - " Удалось Договориться "
" НЕУД " - " Не Удалось Договориться "

ТОИСЬ :
заветные плюс 25% к стипендии на длинный семестр я получил.
И стал расписываться за 68 рублей 75 копеек.
Минус комсомольский и профсоюзный взносы ....


        Эпизод N 10 ( Первая Целина )        

Сессия сдана и вот она: моя первая Целина. Понятно, что лучше В.Ю.Иванова я не напишу.
Да и не по рангу мне состязаться с директором нашего физтеха ...

Но пару-тройку моментов отмечу ...
Итак,

1979 год. Сургут.

Работаем на строительстве школы.
1.  Первые недели две я работал на отбойном молотке - пробивали в сплошной кладке технологические
отверстия, штрабы, рушили " лишние перегородки " и т.д.
А параллельно девчоночий отряд штукатурил эти стены и перегородки.
Работало нас "на отбойнике" двое: я и Лёха Овчинников. Задание нам выдавали на смену и мы старались
выстроить маршрут так, чтобы прийти к тем стенам и перегородкам, которые штукатурили девчонку тогда,
когда они все уже заштукатурят. Нас очень забавляли их крики " Что вы делаете !!!???? ".
Мы невозмутимо ссылались на приказ и хладнокровно сносили только что заштукатуренную перегородку ....
Зачем мы делали именно так ?
Могли же предупредить девчат : " не штукатурьте, мол, будем сносить "....
Ну ....
РАЗГИЛЬДЯИ.

2.   Я что-то делаю на крыше школы (мы уже готовили ее к сдаче). Вокруг - обычный строительный шум :
масса народу " зализывает " школу к визиту завтрашней приемной комиссии: кто -то что-то кричит,
что-то где-то скребется ... И вдруг - хлопок и тишина...Оглядываюсь и вижу "изумленного" бойца нашего
ССО. Подхожу. И ...... В крыше наличествует дыра приличных размеров, которой раньше не было ....
Заглядываю в дыру и ... получаю снизу мощный заряд ненормативной лексики. Стоявшие до этого на нижнем
этаже в оторопи люди костерят меня почем зря ! А в полу этого этажа, что характерно, тоже дыра.
И этажом ниже- тоже. В общем, наш боец застропил бетонный блок-"шестерку" за одно ушко
( второе было отломано ), крановщик блок приподнял и единственное оставшееся ушко лопнуло.
Блок прошил школу и застрял в перекрытии подвала. А материли меня, поскольку решили, что это я был
тем стропальщиком, который их чуть не угробил.
Ну и вот. Дело к вечеру, утром комиссия, в этажах- дыры, в подвале- блок.

Мы всю ночь вручную мешали бетон, делали опалубку ( а это нетривиальная задача для межэтажных
перекрытий ), заливали дыры ...
Школу приняли ...
Впрочем, напротив зэки строили панельную пятиэтажку - так она в один прекрасный день просто сложилась
как карточный домик ...Так что пробитая школа - это еще ничего.

Целина была прекрасна !
Портрет
На фото - та самая крыша ...

НО !
Ввозможно ( ВОЗМОЖНО !!! ), что те 10 " счастливчиков ", которых забрали в инфекционную
больницу, имеют что-то добавить ?

И еще пара моментов, связанных с той Целиной :
1.   Про прораба Серегу.
Начальником СМУ, которое строило школу был " товарищ Дзыгарь ", а с нашим отрядом от СМУ
работал прораб Серега. Ну, это, тоись, мы его звали " Серега ".
И вот уже после окончания УПИ, я встречаю его в поезде. Он мне обрадовался , как родному,
я попытался сновать звать его Серегой, но он меня мягко поправил : как оказалось, звали его
иначе. Но " на школе " он на Серегу вполне себе откликался и не возражал ....

2.   И потом, уже много позднее, в начале 2000-х, я с сыном ехал в Свердловск и в нашем купе ехал
болгарин. Слово за слово, выяснилось, что он тоже в 1989 году работал в Сургуте и едет к
своим сургутским дружбанам, везет сливовицу.

Но, получилось, не довез ....


Эпизод N 11 ( Вся Правда о Целине В.Ю. Иванова )        

Эпизод № 10 вызвал вопросы по тексту.
Ответы ниже ...
Моя первая Целина.
Написал не я, а В.Ю. Иванов, который сегодня, на минуточку, директор Физико-Технологического Института УрФУ.
Но написал он ВСЮ ПРАВДУ ....

                  Воспоминания В.Ю. Иванова на сайте « ФизикоТехника »                  
                  " Воспоминания о трудсеместре "

Читайте.
Я плакал, когда читал ....
А почему плакал - узнаете в первом комментарии ....

" Летом 1979 года страна продолжала героическими усилиями поднимать на ноги нефтегазовый комплекс.
Надо отметить по прошествии прожитых лет, что это было для страны в целом крайне своевременное,
целесообразное и дальновидное предприятие. Как и всякое начинание такого рода, оно естественно не
могло обойтись без вмешательства представителей нашего факультета. Карты были сброшены, и их расклад
обозначил дальнюю дорогу - ССО « Гренада-2 » и « Планета » паковали чемоданы направлением Сургут.

Ан-24 - неплохой самолет, но есть в его способе летать нечто выворачивающее душу наизнанку. Пыльный
бетон аэропорта дышал зноем. На миг показалось, что самолетик ветром снесло чуть южнее. Насекомые-мутанты,
чем-то ( но не размерами ! ) похожие на уральских комаров, поспособствовали быстрой утрате иллюзий о
нашем местонахождении. Короткие торги с местным Паниковским и квартирьеры « Гренады-2 » под началом
ветеранов Радика Ахтямова ( командир ), Андрея Бердышева ( комиссар ), Сергея Глинника, Шуры Никифорова,
Андрея Шалашугина убыли в « расположение части » - участок поляны между некими строениями и болотом,
огороженный забором. Позже выяснилось, что помимо коллег из « Планеты » нашими соседями будут искатели
приключений с Украины. Хохлы запомнились габаритами ( знаменитое украинское сало ) и красными, пышущими
здоровьем, лицами. Каждый из них чем-то напоминал гоголевского Вакулу. Такого комар не возьмет. И точно.
Недавно мне пришлось побывать в местах юношеских забав. И вот что интересно - « москалей » там почти не
осталось, зато каждый первый - хохол.

Вопрос жизни для новичка в Сургуте - чем отвадить насекомых ? Последние были двух типов - комар ( очень
крупная тварь, таких просто много ) и мошка ( мелкая, но таких не просто много, а до ... ). Несколько
различались по времени действия и степени досаждения, но в совокупности доставали круглосуточно.
Привезенные с Урала средства « против укуса кровососущих » в первый же день показались незлобивым
розыгрышем отечественного производителя. По крайней мере, в боевых условиях их не испытывали. На немой
вопрос - в виде отмашек и бесконечного расчесывания различных частей тела до крови - продержавшиеся в
этом невеселом месте более суток доброжелатели охотно показывали путь к ржавой бочке, стоявшей в углу
площадки. Первое впечатление от знакомства с содержимым - «слив» из отработанного машинного масла,
керосина и иных нефтепродуктов. Человек, однако, является существом, крайне быстро приспосабливающимся
к самым разнообразным условиям жизни. Выбор «жить или быть съеденным на корню» каждый делал добровольно,
но удивительно однозначно: сразу после подъема - к бочке: вдох и в бочку головой, отплевался и руки по
локоть. Любимый вопрос дня - « граф, как Вам удалось который день попасть головой в одно и то же дерьмо ? »

Трудовое лето вовсе не зря называлось « третьим семестром ». В течение нескольких таких семестров удается
весьма ощутимо пополнить багаж знаний в различных областях знаний и человеческих отношений.

О физике.
Ставим солдатские шатры-палатки, с особой любовью отделываем кухню и сортир.
Нет на свете вещей, более близко связанных друг с другом, чем две последние. От качества первой всегда
зависит частота пребывания во второй. На огороженной для житья поляне не оказалось холодильника. Это
грозило перспективой питаться несвежим мясом. Командир приказал сделать погреб. Приказы не обсуждаются.
Был найден вместительный железный бак. Его подлатали и проконопатили смолой. Была выкопана яма, которая
на глазах у изумленных бойцов быстро заполнилась водой. Вода свидетельствовала о том, что мы действительно
находимся ближе ко дну Западно-Сибирской котловины. Кто-то заметил, что за оградой лагеря торчат крыши
двух утопших катерпиллеров. Комиссар возразил, что лишние дебаты не способствуют выполнению приказа. Бак
перевернули и попытались погрузить в болотную жижу. Для этого в него залезло десятка три человек. Сначала
они просто стояли, потом начали подпрыгивать внутри, как бы трамбуя бак в болото. Десятка три физтехов
упорствовали, бак не поддавался. Наблюдавшая за этой сценой Натка Хворова, представительница славной ныне
медакадемии, осторожно заметила, что двумя неделями раньше сдавала экзамен по общей физике, и вроде по
законам последней бак тонуть не будет, поскольку когда-то жил на свете Архимед ... и, вообще, надо бы
посчитать ... Если приказы противоречат законам физики, то физику естественно, в расчет брать не следует.
Этот постулат вам с удовольствием разъяснят на военной кафедре родного вуза. Бак был загнан в болото на
две трети за два дня, но это было очень мало похоже на погреб. Скорее на плавающий блиндаж. На четвертый
день в баке открылась течь, и он утонул сам по себе. В соответствии с законами физики. Работы подобного
рода очень способствуют сплочению коллектива. И освоению физики.

О качестве.
Из четырех фанерных щитов было воздвигнуто эфемерное сооружение, которое по внутренней
организации и местоположению должно было играть роль сортира. Командир вспылил, и сказал, что настоящие
физтехи должны строить на века. По крайней мере, сортиры. Смеясь и чертыхаясь, начали переделывать,
обшили доской, вставили оконце. Один балагур не унимался, шутил и подначивал без конца. Есть бог на свете.
Мудро рулит он с высоты, раздавая каждому по серьгам. Двумя днями позже рядом с лагерем стал тонуть
хваленый японский катерпиллер, здоровый как три наших ДТ-шки. На выручку потерпевшему поспешил
брат-близнец. Моща, конечно, немерянная. Зацепили пару тросов в руку толщиной. Начали тащить. Балагур
случайно оказался в сортире, думал и покуривал. В какое-то мгновение один из тросов лопнул и, как кнутом,
хватил по стоявшему рядом сортиру. Последний устоял. Шутника, однако, вышибло из заведения как пробку из
бутылки. Одномоментно была утрачена и способность балагурить, и любовь к халтуре. Хорошо, что обошлось
без нарушения естественных рефлексов. Уроки не должны быть жестокими.

О корреляции.
« Гренада-2 » крыла крышу школы. Четыре этажа. Мягкая кровля. Крыла всеми известными ей
способами. Профиль крыши формировали утеплителем. Последний был двух видов - вермикулит ( более лояльный )
и перлит ( просто мелко толченое и оттого очень летучее стекло ). Респираторов не давали. Дунет ветер и
сразу режет в горле. Прочная брезентовая роба отчего-то « работала » в одну сторону - утеплитель эффективно
забивался внутрь, но не было силы, которая бы заставила его убираться наружу. Свежий ветер с Оби
превратился в заклятого врага, - его порывы удивительно совпадали с моментами вспарывания мешков с
утеплителем. Все в мире удивительно взаимосвязано. Прежде, чем начинать пороть - думай.

О понимании.
После стяжки надо лить битум и катать рубероид. Работы с горячим битумом оказались в перечне
запрещенных по зоне. Если работа запрещена, а делать ее надо, то естественно делать ее тогда, когда никто
не видит - ночью. Для того, чтобы не вызывать подозрение - убрать с объекта освещение. Битумоварка внизу,
в темноте, четырьмя этажами ниже. Гортанный крик: «Коля, подавай!». Коля понимает, что надо давать.
В скудных отсветах топки мелькает Колина тень, слышен звук льющегося в бочку битума. Через десяток минут
голос « Вира ! ». Бойцы на крыше понимают, что сейчас будет битум. Далее гул кранового механизма и в более
освещенную зону на уровне третьего этажа вплывает бочка, от которой отталкивается Коля, случайно поддетый
сзади за робу свободным крановым крюком в момент стропаления бочки. Все великолепие русского языка в
исполнении бригадира. Все понимают хрупкость человеческой жизни. Наконец, крановщик замечает ситуацию
и от неожиданности стопорит механизм. У Коли видимо дымятся перчатки, он прижимается к бочке то спиной,
то боком. Наверно, Коля понимает зыбкость своего будущего. После недолгой беседы с крановщиком, убеждаем
его, что Коля нам здесь не нужен, он нужен внизу и еще нужен маме, поэтому надо майнать. Бочка внизу.
Через пару секунд из темноты доносится дрожащее « Вира ! ». Коле не все равно, он понимает, что
главное - это работа.

О сочувствии.
После смены восемь уставших человек в длинных брезентовых плащах с грязными лицами едут в
лагерь рейсовым автобусом. Кондуктор предлагает купить билеты. Секундное замешательство, а потом
гомерический хохот, в котором нет сочувствия к не проснувшейся еще до конца миловидной женщине. В лагере
завтрак и спать в палатку. Август в Сургуте - первый месяц осени. Дожди. Над командирской раскладушкой
палатка провисла, капает. Брезентовая раскладушка великолепно собирает воду. Предвкушение развлечения.
В проеме палатки рука командира, раскручивается его противогазная сумка с документами, бросок в сторону
раскладушки, всплеск. Кто-то выхватывает сумку из воды. Ждем. Входит командир, устал, бредет к раскладушке.
Потягивается и прыгает в постельку. Это просто песня. В ней нет сочувствия к намотавшемуся уже с утра
командиру. Это плохо. Душа не должна черстветь.

О медицине.
Дизентерия. Это слово витает над лагерем. По сравнению с холерой и тифом пустяки, но ...
Сегодня санакция. Будут представители медицины. Быть или не быть продолжению нашей эпопеи? Неужели
школа останется без крыши ? В ворота въезжает неказистый автобус. В нашу медпалатку бредут два здоровенных
мужика - врачи ? Судя по габаритам, да. Есть что-то профессиональное в шкафоватых фигурах прибывших.
Один вскоре выходит с командиром, что-то ищут. Нашли. Это кусок алюминиевой проволоки. Возвращаются.
В медпалатку заходит первый доброволец. Сторожкая тишина, разорванная криком. Затем хохот сквозь слезы,
советы по величине крючка. Все значимое в мире - просто. С помощью алюминиевого проволоки и куска ваты
у бойцов берут «мазок на дизентерию». Полевая медицина не очень гуманна, хотя за заботу о здоровье
следует благодарить. Шесть человек уезжают с автобусом для более детального обследования. Прощаясь с
ними, отводят глаза. Нельзя смеяться над чужим горем. Много лет спустя на родной кафедре открыли
специальность « Инженерное дело в медико-биологической практике ». Появилась надежда, что постепенно
( конечно, не сразу ) будут появляться более гуманное медицинское оборудование, а методы контроля станут
менее разрушающими для человеческой личности.

У каждого поколения должна быть своя Целина.
Надо только суметь не пройти мимо. "


        Эпизод N 12 ( Учеба. Агитпоход. )        

Третий семестр помнится в смутном мареве ....

Я, после 1-й Целины, воспринимал себя " стариком " ....
На самом деле, Я СЕЙЧАС ДУМАЮ, что " старик " - это тот, кто ездил в стройотряд минимум 3 года.
Обоснование простое: Я ТАК СЧИТАЮ.
Но тогда я считал иначе и, поскольку в " Гренаде 2 " был этап смены поколений : в отряде
осталось буквально 3-4 человека, прошедших 3-4 Целины и пара-тройка с двумя Целинами, то
пришлось впрягаться по полной программе.

Ключевыми в стройотрядовский подготовительный период на физтехе были субботники и агитпоходы.
Нет, конечно, соцсоревнование отрядов включало в себя много чего, и я об этом позднее
расскажу ( хотя это не точно ), но именно субботники и агитпоходы были стержнем отрядной жизни.
Агитпоходам я посвящу один из следующих постов, здесь же ограничусь историей, которая имела
место быть как раз на 3-м семестре моего обучения.
Значить, как-то в конце семестра (ну то есть в декабре) прихожу я на занятия, и, естественно,
первым делом иду к " мастерку " ( все помнят, что это такое ? )

А на мастерке комиссар отряда, ласково улыбаясь, сообщает, что надо ехать " туда-то " и
окончательно договориться про агитпоход. Предварительно, мол, договорились, но надо
подтвердить ....
Ехать надо " прямо щас ". На электричке через 20 минут. Если вдруг ( ВДРУГ ! ) в " туда-то " в
агипоходе откажут, надо ( НАДО !!!! ) найти другое место для проведения, ибо женский отряд уже
приглашен, объявление на " мастерке" висит и АГИТПОХОД ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬСЯ.
Строго и конкретно послезавтра ....
Нуууу ....
Поехал, конечно ...
Четыре пары накрылись медным тазом. То есть плюс 8 часов прогулов ....
Ехать до " туда-то " около часа ....
Потом пешком с полчаса ...
" Там-то " оказался отлуп : завклубом, поразмышляв, нам отказала.
И я иду в следующую деревню- это километра 4 ...
Потом - в следующую, потом - в следующую ...

Наконец-то, удалось договориться.
Дошкандыбал до ж/д полустанка : собственно здания станции нет, электричка будет через,
допустим, полтора часа.
Декабрь, напоминаю ...
Урал ....
Время около 20.00..
Температурка сильно ниже нуля ...
Хорошо, что папа меня научил, что делать, если ноги замерзают :
надо делать широкие махи ногами ....
Короче, агитпоход состоялся.

Однако пропуск одной из пар в тот день привел к тому, что я на сессии получил
свою единственную тройку в зачетке ...


        Эпизод N 13 ( " Ландау-Лифшиц " и Якуб )        

 На смену !
Памятный учебник
"Ландау - Лифшица "
Ну, настало время рассказать о моей единственной тройке в зачетке ....
( Ну не зря же эпизод 13 )

Дело было так :
Аналитическую механику нам читал Якуб.
При этом читал строго по " Ландау - Лифшицу " ( Энта такой учебник ).
И вот я, как было указано выше ( в смысле ниже .... короче : ранее ..., короче см.
" Жизнь советского студента. Эпизод № 12." ), в поисках места для новогоднего агитпохода,
пропустил последнюю в семестре лекцию по " аналмеху " ( ГУСАРЫ ! МОЛЧАТЬ ! ) .
Из программы к экзамену узнал, что тема. КОТОРУЮ Я ПРОПУСТИЛ - "ангармонический осциллятор"
и тщательно изучил соответствующий параграф " Ландау - Лифшица ".
Параграф 28. ага ....
Страницы 112 - 116 ...
Ну вроде всё просто ( см стр.117 )

Ну, мне "ангармонический осциллятор" на экзамене и попался. Я воспроизвел параграф и,
чрезвычайно довольный собой, сел к Якубу. Он же, презрительно сморщившись, заявил, что
в этом вопросе он с Ландау ( С ЛАНДАУ !!!! ) не согласен и мне надо сделать выкладки,
как у него в лекции. На которой я, как написал выше - НЕ БЫЛ.
Ну и вот ....
Потом я, само собой пересдал на " отл ", но тройка в зачетке осталась ....
Карма состоит в том, что я писал диплом по теме ангармонических колебаний дейтерия и
трития в кристаллической решетке типа А5 ....

Но до диплома еще да-ле-кооооо .....
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------              




     Издательство " DiaKon * ДиаКон" Инициатор проекта       Яремко А.Н.