![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
ЛИСТОПАДОВ Юрий Геральдович
Россия, город Шуя, директор детского лагеря " Робинзон " выпускник 1984 года, боец ССО " Гренада-2 "
МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ ФИЗТЕХА
Образование : - Уральский политехнический институт, физико-технический факультет, специальность " Квантовая радиофизика и физика твердого тела " (1984); - Ивановский государственный университет, математический факультет, специальность " Математика ", преподаватель математики. Мгновение N 1 Лето 1978 года было прекрасным: мы, поступившие по итогам двух экзаменов "девятибалльники" уже считали себя студентами, и горделиво поглядывали вокруг, придя на 1-е оргсобрание, где нам представитель деканата сказал, оглядев разномастную толпу "абитуры" с легким презрением, что, де, мол, размечтались. И пока мы не вернемся из колхоза, наше место вакантно и каждый ( КАЖДЫЙ !!! ) может вылететь как пробка, очередь желающих большая. Так что, кисти ( носилки, лопаты и т.д. ) в руки - и вперед. Короче, мы красили на факультете двери-стены-полы, что-то там подносили-убирали на строящемся циклотроне и т.д. И так ( точно не помню ) пару недель. А потом.... Потом "картошка". но об этом завтра. Мгновение N 2 Ну и приехали мы в колхоз. 175 поступивших, из которых примерно 165- вчерашние школьники, которым, как правило, 17 лет ( с 7 лет в первый класс и десять классов средней школы). Мне, правда, 16. Человек 10 - НЕ сразу после школы. И вот, в конце августа 175 поступивших практически в полном составе отправились убирать второй хлеб, вдохновленные, напоминаю, напутствием деканата о том, «что вы еще не студенты и, если кто-то будет плохо работать, студентом так и не станет». Кроме собственно " абитуры " в совхоз " Россия" поехали пара десятков второ- и третьекурсников и бригада дипломников " на погрузку ". Всего около 200 физтехов. Еще нам почему-то была придана группа девушек с инжэка. В первый же день на собрании было решено ( по представлению руководства ), что кормиться будем на рупь восемьдесят копеек в день. Причем альтернативой было «рупь шестьдесят». Фактически же ( утверждаю, основываясь на опыте кормежки в стройотрядах, походах, лагерях, колхозных и совхозных столовых тех лет ) нас кормили ( опять же- В САМОМ ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ ! ) на 50-60 копеек в день ( причем кормили отвратительно, практически одной картошкой, которую мы же и убирали. Молоко, например, дали один раз за месяц ). Путем несложных подсчетов, доступных каждому физтеху, легко установить, что, исходя из 200 «кормящихся» человек в день «кто-то имел» около 250 рублей. А было таких дней- более 30 ... Чтобы понять- много это или нет : 250 рублей в 1978 году укажу, что моя первая зарплата инженера в НИИ была 115 рублей в месяц – и это уже в 1984 году ... Бытовые условия также вполне могли привести кого-то на скамью подсудимых. Спали мы в старом здании без отопления ( далее барак ), сказать, что тесно - ничего не сказать. Сдвинутые двухярусные койки с проходами между ними сантиметров по 40. Ни тумбочек, ни вешалок. Сушилка для одежды и обуви была, врать не буду. Но без калорифера. Калорифер появился недели через две дождей, и он вырубался по несколько раз в час, вместе с электричеством в бараке, что сопровождалось коллективным произнесением слова, аналогичному выражению "ну вот опять, да чтож такое, когда уже наладят...". Забегая вперед, укажу, что не наладили никогда.... Как следствие - тотальные простуды ( а на поле отправляли всех, независимо от состояния здоровья ). естественно, ни теплой воды, ни нормального туалета, один раз, ИМХО, была баня ( за 5 недель ! ) Но самое главное- ощущение ненормальности всего происходящего: до поля шли пешком около часа, обратно- подольше, уже впотемках, еду а поле привозили ( если привозили ! )_ холодную, защиту от дождя никакую не предусмотрели и т.д. и т.п., а нам, только со школьной скамьи - это казалось вопиющим. Да так оно, честно говоря, и было ... Продолжение собственно про уборку - вот точно уже завтра ... Мгновение N 3 Производственная часть. Картофель убирали, ТЕОРЕТИЧЕСКИ, " мацепурой " - это такая марка картофелекопалки. Но .... Или мацепура сломалась, или тракторист пьяный .... И тогда .... Вилы .... Точнее ВИЛЫ !!! В всех смыслах этого слова ... Когда выпал снег ( а выпал он день на десятый ) мацепуры а поле больше не выезжали. И 20 дней - вилами из-под снега. Без выходных, естественно ... Когда не хватало мешков ( а их не хватало постоянно ) , технология уборки была следующей : - из борозды- в ведро -из ведер – в мешок -из мешков- в кучи ( бурты ) -из буртов – в ведра -из ведер- в мешки -из мешков – в контейнеры ( огромные чехлы из плотного капрона с завязанной внизу горловиной ) -из контейнеров ( с помощью подъемника ) – в телегу трактора. А вот из тракторной тележки ... Не могу сказать за все время уборки урожая, но, когда после отъезда дипломников меня поставили " на телегу " - из телеги картошку вываливали в овраг близ поля. Причем в овраге были залежи сгнившего картофеля ... И явно не одного года .... Понятно, что это никак не стимулировало нас тщательно выбирать клубни и, картошку в массовом порядке " затаптывали ". Следствием этого стала " вторичная подборка ". После того, как по полю прошел культиватор, у руководства появилась проблема : поле было белым от картошку, которую якобы уже убрали. Нас, 200 человек, построили в две цепи. Мы сцепились локтями и, с пением революционных песен, пошли по периметру поля, затаптывая картошку так, чтобы " с дороги не было видно ". А вдоль цепи гарцевал на белом коне В.Чолах - руководитель колхоза от физтеха .... Сейчас такое затаптывание, возможно, и не преступление, а вот по тогдашним законам – вполне себе статья … Нас грели ( за неимением отопления жилого барака ), обещания начальства : " Ну уберете - и домой ! " Убрали ... И несколько дней нас возили на помощь "соседям" - то ли мехфаку, то ли химфаку .... Лично для меня колхоз имел неблагоприятные последствия в стипендиальном плане. Но об этом- завтра ... Мгновение N 4 Ранее я написал, что колхоз отразился на моем стипендиальном довольствии. Вроде бы, при чем здесь колхоз ? А ВОТ : 1.Дня примерно с третьего мы начали ежедневно "прощаться с полем", выражая благодарность высшим силам, что еще один день позади. Выглядело это так: Мы собирались толпой и один из нас (не будем показывать пальцем, но подчеркнем, что он был демократически выбран за громкий голос) громко излагал следующий текст: "Волга-Волга, я Донец, еще одному ( хм ... ну пусть "благословенному" ) дню на этом ( ну пусть "благословенном" ) поле ... И тут вся толпа хором и с нескрываемой радостью трижды провозглашала здравицу, заканчивая все это громогласным " УРА ! " Ну и вот. На первом же собрании декан факультета, ласково глядя прямо на меня ( ну, может, мне показалось ) изрек, что у физтеха много традиций, но вот традицию "прощания с полем" надо искоренить и чтобы духу не было ... Это, как Вы понимаете, РАЗ. 2.Мы неплохо заработали за "картошку" - рублей по 30 ( примерно за 40 дней ). Однако, поскольку ОФИЦИАЛЬНО мы ели ( см. "Путь разгильдяя-2" ) на рупь 80, но долги перед колхозом нам великодушно простили ... НО ! Группе - победителю соцсоревнования ( а это была наша группа ) обещали премию. 100 ( сто ) рублей. Но не выдали.. И меня, как профорга группы ( шутки за триста про тупой угол во всех "треугольниках" - в студию ! ) отрядили уже после возвращения эти сто рублей выцарапывать. Я конечно, выцарапал, но меня запомнили .... И когда я первую сессию сдал с одной четверкой ( а это означало повышенную на 15% стипендию ), мне эту стипендию не дали. Прямо про колхоз не сказали, но факт остается фактом. Остальным дали, кое-кому даже с двумя 4-ками., а мне - нет .... Хотя польза от меня факультету была - я победил в институтской олимпиаде по химии, состоял в лекторском бюро факультета, участвовал в агитбригаде, которая победила во всех конкурсах вплоть до областного. Ну и профоргом был, как выше указано ... А сто рублей, которые я с таким трудом "выходил", с подачи спорторга курса Женьки Диомидова пустили на лотерейные билеты ДОСААФ .... И вот : Женько впоследствии стал во главе конторы, которая собирала коммуналку со всего Свердловска .... Ну, до завтра, что ли ? Мгновение N 5 ( Учеба ) Первый семестр пролетел ОЧЕНЬ БЫСТРО .... И, поскольку я ОЧЕНЬ хотел поехать в стройотряд, на регулярную учебу времени почти не оставалось .... Агитпоходы, репетиции, лекции, встречи с дружественным отрядом, ДНД ( кто помнит, что это такое ? ) спортивные соревнования, субботники, дежурство на различных мероприятиях ... Короче, к моменту 1-й сессии у преподавателей сложилось превратное мнение, которое заключалось в том, что сессию я не сдам, о чем мне прямо говорила, например, наша преподаватель по матанализу Абрамова. И преподаватель по аналитической геометрии Либерман. И преподаватель истории КПСС Мартыненков. И преподаватель черчения ( не помню, как его звали ). И ... А нет, преподаватель химии не намекала, поскольку в перерывах между агитпоходами я совершенно непонятным образом умудрился выиграть институтскую олимпиаду по химии ( может мою работу с чьей-то перепутали ? ) и получил пятерку автоматом ... Короче сессия обещала быть трудной ... Так и получилось : на экзамене по аналитической геометрии Либерман, выслушав меня, с непроницаемым лицом сказал: " Ну, "хорошо" могу поставить". Четверку, тоись .... Я не согласился. Он дал мне еще задачу. Я решил. Он- еще задачу. Я опять решил. И он говорит: " Не знаю как ты списываешь, но пятерку я тебе посталю только если решишь задачу, которую списать не у кого. А не решишь ....". Я самоуверенно заверил, что решу. Ну и вот. Дал он мне задачу и несколько раз подходил, предлагая четверку. Я не соглашался. И, таки решил. Либерман поставил пятерку. А в начале 2-го семестра была факультетская олимпиада по математике. Там было несколько задач с разным количеством баллов. И ! Самое большое количество баллов полагалось тому, кто решит ту задачу, которую Либерман подсунул мне на сессии ... И вот так, с шутками и прибаутками, я сдал на " Отлично " и остальные экзамены, кроме матанализа .... Убедить Абрамову, что я, в принципе, и матан знаю на пять, мне в первую сессию не удалось ... А вот во вторую получилось .... Но до второй сессии еще надо было дожить ... Мгновение N 6 ( Уяеба ) Ну-с, После первого семестра вполне логично последовал второй. Самым запомнившимся во втором семестре событием стала факультетская олимпиада по математике. Как я уже упоминал, " дороже всего " стоила на этой Олимпиаде задача, которую мне подсуропил Либерман на первой сессии, стараясь меня " срезать ". Ему не удалось, и, соответственно, решение этой задачи я знал. А остальные - НЕТ !!!! Следствием чего стал мой выигрыш на факультетской олимпиаде по математике. И, соответственно, проблем со сдачей математических дисциплин на второй сессии у меня не было. Проблема возникла на истории КПСС, где Мартыненков Иван Федотович внезапно потребовал приносить на экзамен конспекты классиков марксизма -ленинизма. " ЗА ВЕСЬ ГОД! " Конспекты, как легко догадаться, я не писал... Воспользоваться конспектами из другой группы было нельзя, так как Мартыненков их метил и второй раз они бы не проканали.... НО ! У меня-то сестра двумя курсами раньше училась на журфаке УрГУ ! И я пошел на экзамен, взяв ее конспекты, и, нацепив ее же значок " За активную работу в комсомоле ". После этого шансов не сдать на " отлично " историю КПСС у меня не было ... Ну и напомню ( вдруг это знание ныне утрачено ), как в наше время расшифровывали оценки в зачетках : "ОТЛ" - "Обманул Товарища Лектора" "ХОР" - "Хотел Обмануть - Разоблачили" "УД" - "Удалось Договориться" "НЕУД" - "Не Удалось Договориться" Мгновение N 7 ( Первая Целина ) Сессия сдана и вот она: моя первая Целина. Понятно, что лучше В.Ю.Иванова я не напишу. Да и не по рангу мне состязаться с директором нашего физтеха ... Но пару-тройку моментов отмечу ... Итак, 1979 год. Сургут. Работаем на строительстве школы. 1.первые недели две я работал на отбойном молотке - пробивали в сплошной кладке технологические отверстия, штрабы, рушили " лишние перегородки " и т.д. А параллельно девчоночий отряд штукатурил эти стены и перегородки. Работало нас "на отбойнике" двое: я и Лёха Овчинников. Задание нам выдавали на смену и мы старались выстроить маршрут так, чтобы прийти к тем стенам и перегородкам, которые штукатурили девчонку тогда, когда они все уже заштукатурят. Нас очень забавляли их крики " Что вы делаете !!!???? ". Мы невозмутимо ссылались на приказ и хладнокровно сносили только что заштукатуренную перегородку .... Зачем мы делали именно так ? Могли же предупредить девчат : " не штукатурьте, мол, будем сносить ".... Ответ скрывается в названии моего цикла " мгновений ". РАЗГИЛЬДЯИ. 2.Я что-то делаю на крыше школы (мы уже готовили ее к сдаче). Вокруг - обычный строительный шум : масса народу " зализывает " школу к визиту завтрашней приемной комиссии: кто -то что-то кричит, что-то где-то скребется ... И вдруг - хлопок и тишина...Оглядываюсь и вижу "изумленного" бойца нашего ССО. Подхожу. И ...... В крыше наличествует дыра приличных размеров, которой раньше не было .... Заглядываю в дыру и ... получаю снизу мощный заряд ненормативной лексики. Стоявшие до этого на нижнем этаже в оторопи люди костерят меня почем зря! А в полу этого этажа, что характерно, тоже дыра. И этажом ниже- тоже. В общем, наш боец застропил бетонный блок-"шестерку" за одно ушко ( второе было отломано ), крановщик блок приподнял и единственное оставшееся ушко лопнуло. Блок прошил школу и застрял в перекрытии подвала. А материли меня, поскольку решили, что это я был тем стропальщиком, который их чуть не угробил. Ну и вот. Дело к вечеру, утром комиссия, в этажах- дыры, в подвале- блок. Мы всю ночь вручную мешали бетон, делали опалубку ( а это нетривиальная задача для межэтажных перекрытий ), заливали дыры ... Школу приняли ... Впрочем, напротив зэки строили панельную пятиэтажку - так она в один прекрасный день просто сложилась как карточный домик ...Так что пробитая школа - это еще ничего. Целина была прекрасна !
НО ! Ввозможно ( ВОЗМОЖНО !!! ), что те 10 " счастливчиков ", которых забрали в инфекционную больницу, имеют что-то добавить ? И еще пара моментов, связанных с той Целиной : Начальником СМУ, которое строило школу был " товарищ Дзыгарь ", а с нашим отрядом от СМУ работал прораб Серега. Ну, это, тоись, мы его звали " Серега ". И вот уже после окончания УПИ, я встречаю его в поезде. Он мне обрадовался , как родному, я попытался сновать звать его Серегой, но он меня мягко поправил : как оказалось, звали его иначе. Но " на школе " он на Серегу вполне себе откликался и не возражал .... И потом, уже много позднее, в начале 2000-х, я с сыном ехал в Свердловск и в нашем купе ехал болгарин. Слово за слово, выяснилось, что он тоже в 1989 году работал в Сургуте и едет к своим сургутским дружбанам, везет сливовицу. Но, получилось, не довез .... Мгновение N 8 ( Учеба Агитпоход ) Третий семестр помнится в смутном мареве .... Я, после 1-й Целины, воспринимал себя " стариком " .... На самом деле, Я СЕЙЧАС ДУМАЮ, что " старик " - это тот, кто ездил в стройотряд минимум 3 года. Обоснование простое : Я ТАК СЧИТАЮ. Но тогда я считал иначе и, поскольку в " Гренаде 2 " был этап смены поколений : в отряде осталось буквально 5-6 человек, прошедших 3-4 Целины и пара-тройка с двумя Целинами, то пришлось впрягаться по полной программе. Ключевыми в стройотрядовский подготовительный период на физтехе были субботники и агитпоходы. Нет, конечно, соцсоревнование отрядов включало в себя много чего, и я об этом позднее расскажу ( хотя это не точно ), но именно субботники и агитпоходы были стержнем отрядной жизни. Агитпоходам я посвящу один из следующих постов, здесь же ограничусь одной историей. Значить, как-то в конце семестра ( ну то есть в декабре ) прихожу я на занятия, и, естественно, первым делом иду к " мастерку " ( все помнят, что это такое ? ) А на мастерке комиссар отряда, ласково улыбаясь, сообщает, что надо ехать " туда-то " и окончательно договориться про агитпоход. Предварительно, мол, договорились, но надо подтвердить .... Ехать надо " прямо щас ". На электричке через 20 минут. Если вдруг ( ВДРУГ ! ) в " туда-то " в агипоходе откажут, надо ( НАДО !!!! ) найти другое место для проведения, ибо женский отряд уже приглашен, объявление на " мастерке " висит и АГИТПОХОД ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬСЯ. Строго и конкретно послезавтра.... Нуууу .... Поехал, конечно ... Четыре пары накрылись медным тазом. То есть плюс 8 часов прогулов .... Ехать до " туда-то " около часа .... Потом пешком с полчаса ... " Там-то " оказался отлуп: завклубом, поразмышляв, нам отказала. Однако ж, АГИТПОХОД ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬСЯ .... И я иду в следующую деревню - это километра 4 ... Потом - в следующую, потом - в следующую ... Наконец-то, удалось договориться. Дошкандыбал до ж/д полустанка : собственно здания станции нет, электричка будет через, допустим, полтора часа. Декабрь, напоминаю ... Время около 20.00. Температурка сильно ниже нуля ... Хорошо, что папа меня научил, что делать, если ноги замерзают: надо делать широкие махи ногами .... Короче, агитпоход состоялся. Однако пропуск одной из пар в тот день привел к тому, что я на сессии получил свою единственную тройку в зачетке ... Эту трагическую историю я расскажу завтра .... ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ![]() |
![]() |
![]() |
     Издательство " DiaKon * ДиаКон" | Инициатор проекта       Яремко А.Н.   |