|
АРБУЗОВ Валерий Иванович
Россия город Санкт-Петербург, СПбГУГА ( профессор, заведующий кафедрой ) выпускник 1973 года, доктор физико - математических наук
О ТОМ, ЧТО БЫТЬ ОФИЦЕРОМ НЕ ХОЧУ !
Осенью 1966 года начался последний год моей учебы в Свердловском суворовском военном училище, К тому времени я уже окончательно понял, что быть офицером не хочу, поэтому нужно было делать выбор в пользу того или иного гражданского вуза. Не скрою, мне нравилась физика, и я подумывал о том, чтобы избрать ее своей будущей специальностью. Этому способствовал и бум во многих областях физики, и популярные книжки " Физики шутят" и " Физики продолжают шутить ". Ну, а поскольку во время утренней физзарядки мы, суворовцы, почти каждый день пробегали мимо главного входа в УПИ, то именно УПИ стал манить меня к себе все больше и больше, тем более что факультет с названием " физико-технический " в институте был. К счастью, к концу последнего учебного года меня признали негодным по состоянию здоровья для службы в армии в качестве офицера, и я мог поступать не в Военную академию им. Можайского, куда был распределен как золотой медалист, а куда хочу. Поэтому я понес свои документы не куда-нибудь, а в приемную комиссию УПИ и сдал их на физтех, а на физтехе я сразу и бесповоротно выбрал 24 кафедру ( кафедру экспериментальной физики ). И вот после успешной сдачи одного вступительного экзамена я был зачислен на физтех в группу Фт-143. Казалось, началась моя студенческая жизнь. Но надо сказать, что ей предшествовал месяц работы в колхозе, который, как оказалось, в значительной степени сформировал круг друзей и закалил многих из нас в отстаивании своей точки зрения на значимость избранной специальности. Сейчас я с улыбкой вспоминаю, как жарко мы спорили в колхозе, доказывая друг другу, что именно выбранная тобою специальность является ну самой-самой важной и интересной. А ведь мы-то по сути ничего о нашей любимой физике еще и не знали. Нам еще только предстояло с нею начать знакомиться. И знакомство это было постепенным, долгим и трудным. И не сразу каждый из нас, кто избрал 24 кафедру, осознал, что это за кафедра. Это уже чуть позже нам стало известно, что по числу сотрудников кафедра эквивалентна НИИ, что на кафедре имеются огромные ускорительные, электронные, спектральные и иные установки, на которых выполняются интересные в научном и полезные в практическом плане эксперименты. Не обошлось поначалу и без разочарований, в основе которых лежал наш романтизм в понимании предмета и методов экспериментальной физики. Конечно, читая, например, о циклотронах в учебнике или популярной книжке, мы отдавали себе отчет, что это большая машина, но ведь не настолько же! И откуда нам было знать, что на первый взгляд циклотрон - это горы железа, жуткое количество кабелей и труб, что он должен быть отделен от других помещений, где работают эксплуатационники и исследователи, толстенными бетонными стенами! В общем, после первой экскурсии по циклотрону, я помню, мы были разочарованы : где же тут физика ? Но худо-бедно, мы втянулись в учебу, а со второго курса я, например, оказался вовлеченным в научную работу в студенческом научном обществе. Привел меня туда Витя Павлов, командир студенческого строительного отряда " Легенда ", единственным молодым бойцом которого я оказался после окончания первого курса и в котором, помню, таскал носилки с кирпичами в паре с нынешним заведующим кафедрой экспериментальной физики А. Кружаловым. Витя Павлов по завершении целинного сезона должен был выполнять дипломную работу в группе Б.В. Шульгина, в которой начал работать и я. Непосредственным моим руководителем стал Юра Федоровских, который был тогда аспирантом, к сожалению, он позднее погиб в автокатастрофе. Работа в группе Б.В. Шульгина мне очень нравилась. Во-первых, там я впервые столкнулся с исследованием люминесценции активированных кристаллов, что мне представлялось крайне интересным и во многом определило направление моих будущих исследований. Во-вторых, в группе регулярно проводились семинары. На семинарах старшекурсники или аспиранты ( например, Саша Кружалов или Володя Петров ), а позже и мы, молодые студенты, делали доклады и по теории люминесценции, и по результатам первых самостоятельных исследований конкретных объектов. Таким образом, мы получали " обкатку " перед выступлениями на студенческих научных конференциях, которые проводились на факультете, или даже на межвузовских научных студенческих конференциях. Помню, уже курсе на четвертом я дважды ездил в Ленинградский политехнический институт с научными докладами по исследованию люминесценции цирконосиликатов, активированных редкими землями. В-третьих, мне импонировали демократизм, интеллигентность и простота в общении со всеми и группы Б.В. Шульгина. На меня как-то произвел очень сильное впечатление один случай. Нам нужно было установить в соседнем подсобном помещении насос для откачки криостата, в котором располагались исследуемые образцы кристаллов. Для этого надо было продолбить стене отверстие для трубы, чем я и занимался. Дело было вечером, я долблю себе и долблю стену, как вдруг входит Борис Владимирович. Оценив ситуацию, он снимает пиджак и галстук, закатывает рукава белой рубашки и принимается помогать мне ! По моим тогдашним представлениям о вузовской иерархии дистанция между доцентом и студентом была достаточно большой, а этим своим поступком Борис Владимирович, казалось, сводит ее на нет и, более того, заставляет и меня, студента, пересмотреть ее масштаб. Надо сказать, что Борис Владимирович вообще сыграл важную роль в моей жизни. Дело в том, что именно благодаря ему, но, правда, и своей настойчивости в просьбах организовать мне практику у его ленинградских коллег, я оказался после четвертого курса на практике в Государственном оптическом институте им. С.И. Вавилова, в котором я работаю и по сию пору. Кроме того, Борис Владимирович был оппонентом при защите мною докторской диссертации, и его высокой оценкой моей работы я очень дорожу. Студенческое научное общество сыграло важную роль в жизни многих студентов. Приобщаясь к научным исследованиям еще на младших курсах, многие потом выполняли хорошие диссертационные работы. Взять хотя бы ту же группу Б.В. Шульгина, сколько молодых людей прошли через нее и стали кто кандидатами наук, а кто и докторами ! То же самое справедливо и в отношении группы В.С. Кортова, и очень сильной группы электронщиков и т. д. Я считаю огромным достоинством физтеха, нашей кафедры, что с первых наших шагов в научных исследованиях мы чувствовали заботливое внимание наших учителей, их желание вырастить из нас настоящих исследователей. Прекрасно и то, что на старших курсах научные исследования были внесены в учебное расписание. Этим подчеркивалась значимость этого вида учебной работы на факультете, на кафедрах. Следует сказать, что многие преподаватели кафедры до сих пор вспоминаются с большим теплом. Это и добрейший и внимательнейший Филипп Филиппович Гаврилов ( светлая ему память ! ). Когда бы и кто бы ни появлялся перед его взором, каждый раз участливо и внимательно выспросит, причем никогда не перепутав, кто из его многочисленных учеников где работает ! Он читал нам курсы вакуумной техники и взаимодействия излучения с веществом. В плане последней дисциплины я могу по праву считать себя его последователем, поскольку в Институте точной механики и оптики ( техническом университете ) я поставил преподавание основ радиационного оптического материаловедения. Далее это и Всеволод Семенович Кортов ( в ту пору еще доцент кафедры экспериментальной физики ). Как ярко он читал нам курсы усилителей и импульсной техники ! А какими интересными были лабораторные работы, которые мы выполняли под руководством Геннадия Ивановича Пилипенко ! А лекции основательного Дмитрия Александровича Пулина по спектрометрии или лекции очень эмоционального Бориса Леонидовича Двинянинова по дозиметрии и защите от излучения я до сих пор вспоминаю и, что греха таить, иной раз и пользуюсь тем, чему они нас учили. Более того, у Бориса Леонидовича я перенял способ приема экзаменов по записям лекций. Правда, не все мои студенты могут похвастаться полнотой этих записей, но тем не менее я каждый раз предлагаю студентам проверить свои знания, сдав мне экзамен таким способом. На первый взгляд может показаться, что это легко, но на поверку оказывается, что без хорошего знания предмета сдать экзамен на хорошую отметку таким способом трудно. Список преподавателей, оставивших по себе добрую память, можно продолжать и продолжать. И, перебирая в памяти их имена, вспоминая их манеру вести занятия, к выводу, что учился в одном из лучших вузов страны, что получил хороший запас универсальных знаний, позволяющих найти свое место практически в любой области человеческой деятельности. И еще один момент хотелось бы отметить. Нам очень повезло, что кафедру всегда возглавляли, на ней работали преподавателями действующие ученые высокого ранга, известные как в стране, так и за ее пределами. Если бы они знали преподаваемые дисциплины только по книжкам, им, думаю, не удалось воспитывать в нас настоящих, заинтересованных исследователей. Ведь на наших глазах многие из них из аспирантов превращались в кандидатов , а те, кто уже были кандидатами, вырастали в докторов наук по результатам своих исследований. Хотелось бы поэтому, чтобы и дальше научная работа была одной из самых главных страстей преподавателей кафедры. Студенты сразу чувствуют, кто им передает знания - действующий или книжный ученый, первого они безошибочно предпочитают второму. Моя жизнь в науке сложилась так, что после окончания института я практически не прерывал своих связей с кафедрой. Почти каждый год я бываю на кафедре, чтобы провести совместные эксперименты, пообщаться с учителями, поболтать с друзьями. Были и есть совместные публикации, общие научные и житейские интересы. Хотелось бы, чтобы и впредь наши связи не прерывались, кто бы ни стоял во главе кафедры. ЖЕЛАЮ КОЛЛЕКТИВУ КАФЕДРЫ И ДАЛЬШЕ ОСТАВЛЯТЬ ГЛУБОКИЙ СЛЕД В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, БЫТЬ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ, А САМОЙ КАФЕДРЕ - БЫТЬ И ДАЛЬШЕ ЦЕНТРОМ ПРИТЯЖЕНИЯ ДЛЯ СВОИХ ВЫПУСКНИКОВ ! |
|
|
     Издательство " DiaKon * ДиаКон" | Инициатор проекта       Яремко А.Н.   |