Карта сайта " ФизикоТехник "
Воспоминания о Выпускнике ФизТеха УПИ
РОМАНЦЕВЕ Геннадии Михайловиче


 Романцев Геннадий Михайлович   Полноэкранный просмотр фотографии

 Романцев Геннадий Михайлович  Полноэкранный просмотр фотографии

Портрет
Академик, научный руководитель РГППИ
Геннадий Михайлович Романцев


НАШ РЕКТОР


    Когда Геннадий Михайлович Романцев, выпускник УПИ по специальности " Технология редких, рассеянных и радиоактивных веществ " после защиты кандидатской диссертации начал размышлял о работе в СИПИ, его больше всего волновало, насколько эта работа будет интересной. Ведь борьба вокруг профессионально-педагогического образования идёт все годы, начиная с 20-х годов, когда в Свердловске впервые был создан Уральский индустриальный педагогический институт и благополучно закрыт в 1932 году... ( в научных кругах до сих пор муссируется вопрос : быть или не быть профессионально-педагогическому образованию, ред. ). Он снова и снова спрашивал себя : " А стоит ли вообще начинать работать в только что созданном вузе ? Могу ли я получить важный для себя опыт общения в коллективе ? " Кроме того, он предпочитал браться за работу, которая бросала вызов его умениям и опыту. И привык, чтобы эти труды достойно вознаграждались. Теперь же, когда решение было принято, и Геннадий Михайлович твердо решил остаться, его глодали другие сомнения : а способен ли он сам соответствовать выбранному пути ? Шёл 1979 год. Младший научный сотрудник - первая ступень начинающего специалиста. Впереди его ждала активная научная и общественная жизнь...

    Наверное, именно так можно было бы начать историю " становления " в наших стенах самого главного человека СИПИ-УГППУ-РГППУ - Геннадия Михайловича Романцева. Наш третий ректор ( о первом ректоре СИПИ В.В. Блюхере и втором - Е.В. Ткаченко мы писали в недавних номерах нашей газеты ) отличается особым видением своей роли в общей работе университета. В отличие от своих коллег по цеху ( ректоров современных вузов, часто мелькающих как на страницах газет, так и на экранах телевизоров ) Геннадий Михайлович выстраивает свою руководящую политику по принципу : " РГППУ - наш общий дом, и ответственность за все, что в нем происходит - общая ".
( Вы же понимаете, уважаемые читатели, что тут наш ректор немного лукавит : буквально за все, что происходит в вузе - ответственность, прежде всего, ложится на первое лицо. )

Для начала вопрос :

    - Какие ассоциации возникают у вас при упоминании имени ректора - Геннадия Михайловича Романцева ?
    - Конечно, ответит большинство его коллег, смена статуса вуза : от СИПИ до УГППУ и, наконец, РГППУ. Затем вспомнятся трудные годы перестройки и отчаянная борьба за интересы вуза и профессионально-педагогического образования в целом, о том, как в сложнейшие годы cмены социально-экономических условий университет выживал благодаря этому человеку...
    " художники " непременно скажут много добрых слов о новых возможностях по подготовке востребованных обществом творческих специальностей при непосредственной поддержке ректора;
    " работники социального фронта " похвастают своим уникальным учебно-научным центром, работающим, благодаря первому лицу;
    " экономисты " начнут перечислять все преимущества финансовой политики, результаты которой ощущают на себе все работники вуза;
    " инженеры " и " электроэнергетики " обязательно расскажут о растущей востребованности обществом своих специальностей ( и посетуют, при случае, что пришлось потесниться в рамках образовательного процесса с другими направлениями и специальностями )...
    Одним словом, Геннадий Михайлович не оставляет никого равнодушным. А профессорско-преподавательский состав и работники университета люди сложные, особенно когда дело доходит до интервью. Не любят раскрываться.
    Все эти мысли бродили в голове, когда я предложила Геннадию Михайловичу Романцеву дать газете интервью. Зная, насколько наш ректор занят, было неловко отвлекать его от текущих дел, связанных с работой университета. Но общая концепция номера - показать людей, работающих в РГППУ, как личностей - с разными интересами и взглядами на жизнь, заставили меня перешагнуть порог кабинета ректора...

    - Геннадий - значит " родовитый ", а имя, как утверждают знатоки, многое объясняет в характере человека. Чувствуете ли вы связь со своим родом ?
    - Имя дается родителями, а уж потом человек соответствует этому или не соответствует. Я об этом не задумывался. В конце концов, не имя красит человека, а наоборот. Что касается родовой связи, то отношения с родителями были всегда очень крепкими.

    - Расскажите о них.
    - Мои родители в свое время окончили Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. По распределению они попали в Челябинск. Там я и родился. Потом отца много раз переводили в разные города Союза. Так наша семья оказалась в Свердловске, где папа был назначен директором ремонтно-механического завода. Впоследствии он перешел на работу в Уральский научный центр АН СССР ( ныне Уро РАН ) - в качестве заместителя председателя по общим вопросам. Мама у меня была конструктором. Получается, что я из семьи железнодорожников.

    - Вы похожи на своего отца?
    - Возможно. Надо сказать, отец мой был человеком мужественным, честным и принципиальным. Один интересный факт характеризует его довольно ярко. Когда в Свердловске завершали строительство Академгородка, то моему отцу предложили " не глядя " подписать акт приемки. Отец не подписал. В итоге ему пришлось уйти с работы, но до конца своих дней он не жалел о том, что проявил принципиальность.

    - Ваш имидж руководителя в университете - целеустремленный, неторопливый, основательный и аккуратный. Соответствует ли он Геннадию Михайловичу Романцеву в жизни ?
    - Неторопливый ? Пожалуй. Целеустремленный ? А как же ! И в жизни достаточно целеустремленный, хотя, скорее, сосредоточенный и, не побоюсь этого слова, расчетливый. Не в смысле корысти, а в планировании своей жизни. Редко делаю что-то наобум. Кстати, этому меня научила Ее величество - Наука ! А дома я в меру " пушистый " и послушный... дедушка.

    - Довольно неожиданно. Основательный и " пушистый ". Как это сочетается ?
    - Нормально сочетается. Профессия - профессией, а жизнь - жизнью. Был помоложе - был в меру импульсивным, но никогда не был бесшабашным. С возрастом пришло понимание, что суетиться и торопиться не стоит. Все нужно тщательно обдумывать.

    - Скажите, а в школе учителя от вас не плакали ?
    - Нет. Я был достаточно нормальным учеником, успевающим, внимательным, исполнительным. Учился хорошо. Всегда старался быть первым. Так меня воспитали.

    - Во всем ?
    - Конечно. Не люблю быть на " вторых ролях ".

    - А что вы больше всего цените в людях ?
    - Ценю два качества, но основных : профессионализм и ответственность. Не люблю людей, которые считают себя центром Вселенной. Им - должны все, они - никому. Хорошо " устроились ". Отношение к людям, к порученному делу формируется с " младых ногтей ". И человека воспитывает, прежде всего, семья, школа, армия... Трудно узнать человека до тех пор, пока он не начнет работать. Терпеть не могу лживых людей и предателей. Но главное : независимо от того, как относится ко мне человек или я к нему, ценю высокую ответственность за дело, которое ему поручили.

    - Геннадий Михайлович, Вы в свое время защитили уникальную диссертацию, аналогов которой в стране не было.
    - Она, скорее всего, не уникальна, а оказалась несколько преждевременной. Дело в том, что в ней речь идет о рабочих, которым необходимо иметь высшее образование. Для повышения производительности труда нужен специалист, способный к глубокому техническому освоению новых технологий. Они сегодня достигли такого уровня, что человек, не имеющий подготовки высшей школы, не сможет справиться с поставленной задачей. Сегодня это время уже наступило, а тогда я просто хотел, чтобы мы встретили его во всеоружии. На западе это давно уже стало нормой.

    - Быть ректором тяжело ?
    - Ответственно. Сама по себе ректорская работа ничего не дает. Люди, которые долго сидят в ректорских креслах, а я их называю " ректорский подотряд ", очень часто меняются как личности, и частенько не в лучшую сторону. Очень не хотелось бы походить на некоторых из них, ведь обо мне судят так же, как и о них, к сожалению.

    - Вы довольны своей семьей ?
    - Тут, скорее всего, надо спросить, а довольна ли семья мной ( смеется ) ? Сколько себя помню, все время на работе : агитки, собрания, заседания... Наверное, очень трудно быть рядом с человеком, у которого вся жизнь - это работа. А если серьезно, то очень люблю семью, дом. Так воспитан. Долго был связан очень сильно с мамой. Хотя считаю, что мужчина, вступая в пору зрелости, должен как можно раньше " отрезать пуповину " и быть абсолютно независимым. Маме помогал до последнего.

    - Вы " молодой " дедушка. Какие ощущения ? Балуете ли Вы своих внуков ?
    - Моя единственная дочь подарила мне внучат-близнецов. Забавные и милые малыши. Они еще совсем маленькие, чтобы с ними общаться, но возиться иногда приходится. Удовольствие неописуемое. Те, кто имеет внуков, меня поймут. Баловать детей ещё не приходилось, но, видимо, пора начинать...

    - Свободное время у Вас бывает ?
    - Загадочный вопрос. По большому счету - нет. Порассуждаем абстрактно : что такое свободное время ? Если оно мне понадобится - я могу его создать. Запланировать. Это и будет свободное время. А само по себе оно не появится и не может появиться.

    - А чем бы хотели заниматься, если б у Вас появилось свободное время ?
    - Я только мечтаю, чтобы появилось свободное время ! У меня столько разных интересов, столько хочется всего сделать ! А моя работа, к сожалению, не способствует развитию личного творчества. Сами подумайте : времени на литературу, кино, театр, живопись просто нет. Все поглощает работа.

    - Говорят, Вы пишете хорошие стихи, значит, есть время на творчество ? Кстати, где их можно почитать ?
    - В отличие от других, так называемых поэтов, я пишу стихи для себя. Да и какие они хорошие ? Пишу в основном " по поводу ". Сейчас только ленивый не пишет. Из-за того, что сегодня все подряд поздравляют стихами, я перестал этим заниматься. Быть как все мне не нравится. А еще мне не понятна позиция людей, убежденных, что у них гениальные стихи. Некоторые считают, что умение рифмовать " любовь - морковь " открывает им дорогу в печатный мир : они издают сборники, буклеты и т. д. и не задумываются о том, что по стихам очень хорошо видно человека. Добрый человек пишет добрые стихи, злой - злые, равнодушный - равнодушные и т. д.

    - И, напоследок, Геннадий Михайлович, Ваши пожелания всем, кто связан сегодня с РГППУ.
    - Я рад поздравить своих коллег с наступающим 30-летним юбилеем РГППУ. Сегодня в системе профессионального образования все внимание сконцентрировано на тех, кто учит. Позитивные процессы экономического подъема производства начинают упираться в ключевую проблему - недостаток высококвалифицированных кадров. Реально решать эти задачи будет педагог профессионального обучения - Вы, уважаемые коллеги, чей труд так необходим сегодня нашей стране и профессионально-педагогическому образованию в целом. Желаю всем побольше того энтузиазма, который был раньше ( и у студентов, и у преподавателей ), пусть ваши стремления к вершинам в науке и образовании станут нашей общей гордостью. Пусть в нашем общем доме - РГППУ - никогда не будет равнодушия, пассивности и нежелания двигаться вперед.
    Вместе мы преодолеем все трудности, которые может предложить нам жизнь.


    С праздником, дорогие друзья ! С юбилеем, коллеги !

    Вот такая получилась статья. Честная, открытая беседа с Геннадием Михайловичем Романцевым позволяет вам, уважаемые читатели, посмотреть на нашего ректора немного под другим углом зрения. Впрочем, в этом номере все наши работники РГППУ ( выпускники прошлых лет ) предстают совершенно по-разному.
    Как и вся наша жизнь.

    Беседу вела И. Алексеева



     Издательство " DiaKon * ДиаКон" Инициатор проекта       Яремко А.Н.