Карта сайта " ФизикоТехник "
Воспоминания Выпускника ФизТеха УПИ
ШТИНОВА Николая Андреевича


 Штинов Николай Андреевич  Полноэкранный просмотр фотографии


ТАК   ЭТО   НАЧИНАЛОСЬ

    Наступала весенняя пора 1949 года.
Студенты 4 курса энергофака возвратились с практики, готовили отчеты и вели традиционный студенческий образ жизни, предвкушая скорую близость летних каникул. В эти дни часть студентов курса была приглашена на встречу у директора института А. С. Качко, где им было сделано предложение о переводе на вновь организуемый в институте факультет. Ни о специализации подготовки, ни о перспективах работы ничего не говорилось, было только сказано, что для решения важной государственной задачи организуется подготовка специалистов необходимого профиля. Все результаты встречи сводились к тому, что приглашенным следовало заполнить выданную анкету. О самой встрече, составе приглашенных и заполнении анкет было рекомендовано никому не говорить, а о переводе на новый факультет каждому из нас должны были сообщить индивидуально. На этом первый этап официального вхождения в состав студентов спецфака был закончен.     Все, кто был приглашен на встречу к руководству, продолжали заниматься по обычному расписанию.
Закончили 4 курс, отгуляли летние каникулы. Наступил новый 1949/50 учебный год, и мы узнали, что в институте организован спецфак, на котором уже идут занятия на всех пяти курсах.
    Студенты-пятикурсники энергофака слушали последние лекции, уточняли на кафедрах тематику дипломных работ, места прохождения преддипломной практики. В октябре 1949 года часть из студентов, заполнявших весной анкету, пригласили к руководству института, и им было предложено перейти на 5 курс спецфака с продлением учебы в институте на один семестр.
    Во вновь организованной группе Ф-516 начались занятия. В первых числах ноября 1949 года староста группы М.С. Калугин сообщил мне, что пришел допуск и я должен приступить к занятиям в их группе.
    Так неожиданно закончилась моя учеба на энергофаке по специальности электромашиностроение, и я стал студентом физтеха. В группе Ф-516 я снова встретился с теми сокурсниками по энергофаку, кто был призван для завершения учебы в институте по новой специальности № 23 вновь организованного факультета. Наша группа пятикурсников с энергетического факультета состояла из выпускников трех кафедр: электропривода, электрических сетей и подстанций и электромашиностроения. Особенностью учебы для нас было то, что по ряду предметов записи велись в учтенных тетрадях, которые хранились на факультете в спецчасти. В связи с этим и постижение знаний по соответствующим курсам требовало пребывания в спецаудитории, где было разрешено работать с ними. Все курсы лекций читались только для нашей группы.
    До конца учебного года по довольно уплотненному расписанию мы прослушали курс лекций, ознакомивших нас с общими положениями атомной физики. Представления о специальности, по которой мы готовились работать после окончания института, были самыми скромными и очень туманными. Единственным источником, содержащим информацию о прикладном характере использования ядерной энергии, была книга, написанная участником создания атомной промышленности в США профессором С.Д. Смитом, изданная в 1946 г. на русском языке под названием " Атомная энергия для военных целей. Официальный отчет о разработке атомной бомбы под наблюдением правительства США".
    В этих условиях мы с трудом могли даже представить место нашей возможной работы по какой-либо из решаемых проблем.
    Очевидным для нас было только то, что для решения большинства задач базовыми являются химические науки. Что же касается электротехнического обеспечения новых технологий, то нам казалось, что к этому мы, в основном, подготовлены и необходимо только время на освоение специфики создаваемых производств. Поэтому, когда нам было предложено на добровольной основе разделиться на две группы, выбрав специальность диффузионный или электромагнитный метод разделения изотопов, желающих специализироваться по диффузионному методу не оказалось. Формирование групп завершилось после длительных собеседований решением большинства фронтовиков, членов партии, заканчивать институт по специальности диффузионный метод разделения изотопов.
    Группа " диффузионщиков " была направлена на преддипломную практику и дипломирование в Москву в лабораторию измерительных приборов АН СССР (ЛИПАН).
Будущие специалисты " электромагнитчики " некоторое время ожидали направления в соответствующую специализированную организацию, начав преддипломную практику в Свердловске в Институте физики металлов Уральского филиала АН СССР. Предметом нашей практики было ознакомление с действующими моделями бетатронов мощностью до 1,0 Мэв и участие в монтажных работах ( в основном по укладке силовых и контрольно-измерительных кабелей ) на бетатроне 25 Мэв, который предназначался для разработки технологий дефектоскопии различных промышленных изделий.
    Не дождавшись разрешения о направлении нас на специализированное предприятие, руководство кафедры приняло решение, что дипломные работы мы будем выполнять по ускорителям. Все основные составляющие бетатронов были выделены в самостоятельные темы дипломных работ, начиная от расчетов и конструирования магнитной системы и кончая разработкой источников электронов, фокусирования и выведения потоков ускоренных электронов на исследуемые объекты.
    28-29 декабря 1950 г. состоялась защита дипломных работ первых выпускников кафедры по специальности № 23. В январе 1951 года мы получили дипломы по специальности " Техническая физика " с присвоением квалификации инженер-физик.
.     Из выпускников нашей группы только трое оказались на предприятии, где получил промышленное развитие электромагнитный метод разделения изотопов. Пятеро из нас как технологи начали осваивать диффузионный метод разделения.
Несмотря на различные обстоятельства вхождения в проблемы созданной атомной промышленности можно считать, что первые выпускники внесли свой конкретный вклад в ее создание.
Об этом в настоящее время может рассказать каждый - как о себе, так и о тех, кого уже нет среди нас.
Только воспоминания о далеких годах учебы первых выпускников кафедры сохраняют для новых поколений и трудности становления новой специализации и радости последующих успехов.



 Полноэкранный просмотр фотографии




     Издательство " DiaKon * ДиаКон" Инициатор проекта       Яремко А.Н.