Карта сайта " ФизикоТехник "
Воспоминания Выпускника ФизТеха УПИ
ПУЗАКО Виталия Дмитриевича


 Пузако Виталий Дмитриевич  Полноэкранный просмотр фотографии


 Пузако Виталий Дмитриевич  Полноэкранный просмотр фотографии



ВОЛНЫ ПАМЯТИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Первым преподавателям
и студентам физтеха УПИ
посвящается.

Портрет
Евгений Иванович Крылов
основатель Уральского ФизТеха
    Эта книга задумывалась как текст, отражающий историю развития кафедры радиохимии физико-технического факультета. Можно назвать несколько поводов для исполнения этого замысла. Первый - формальный ( или, если угодно, - официальный ), заключается в том, что в 2011 году кафедре исполняется 60 лет и одно это - достаточное условие для написания книги. Если учесть, что юбиляр ( кафедра ) является к тому же основателем Уральской радиохимической школы как центра подготовки специалистов в области ядерной технологии, то повод приобретает еще большую весомость.
    Однако исполнение этого благого дела потребовало гораздо больших усилий от авторов, чем это предполагалось в начале. Дело в том, что наша попытка найти подходящий прототип среди юбилейных изданий УИИ-УПИ- УГТУ не увенчалась успехом. Материалы до 1991 года были излишне суховаты, а за общими для института цифрами можно было понять, как менялся процесс обучения и воспитания специалистов, но жизнь кафедр со всей их сложностью оставалась чаще всего < за кадром >. Что касается материалов после 1991 года, то, при всём уважении к авторским коллективам, читать эти материалы можно только в том случае, если основной задачей сделать попытку постичь степень непонимания социальной катастрофы огромной страны, которую вынудили поменять своё мироощущение, а молодёжь получила единственный мотив для учёбы - большие деньги ( в перспективе ). Чтобы не было обидно преподавателям, их переквалифицировали в " продавцов интеллектуального товара " - т.е. услуг. Мысленно вернувшись на шестьдесят лет назад ( это авторы говорят как очевидцы событий тех лет ), мы не обнаружили среди известных нам учителей ( а позднее - коллег ) ни одного, которого можно было бы назвать " продавцом ", потому что для них " продажа " и " служение обществу " - понятия несовместимые.
    Мы постарались дать своё видение истории кафедры ( а частично и факультета, и всего УПИ ) за прошедшие 60 лет, а что получилось из этого, поймет каждый, прочитавший книгу.
    Любая попытка дать объективную характеристику эволюции такой сложной социальной группы, которую представляет практически каждая кафедра любого высшего учебного заведения, должна состоять как минимум из двух блоков. Первый ( обязательный ) содержит ответы на вопросы: >b>кто, что и когда сделал за время работы на кафедре. Это более или менее известная фактологическая часть, дошедшая до нас в форме курсов лекций, монографий, описаний лабораторных методик, авторских свидетельств и патентов, схемах приборов и установок, журнальных статей и отчётов по НИР и составляет основную часть исторических текстов и юбилейных изданий.
Портрет
Кафедра радиохимии - лучшая невыпускающая кафедра
УПИ имени С.М. Кирова
    Есть, однако, и второй блок. Он должен осветить духовную сторону жизни кафедры, ее неформальный культурный климат, и дать ответ на основополагающие вопросы мировоззренческого характера. Важнейшими из них, на наш взгляд, являются вопросы, связанные с формированием шкалы ценностей, которая определяет мотивацию преподавательской деятельности и формирует основу для взаимоотношений преподавателей и студентов, так сказать, " дух университета ".
    Всё, о чём мы здесь говорим, хорошо известно. Мать-Природа в своё время успешно решила проблему единения естественнонаучного и гуманитарного знания, распространив общепланетный принцип дихотомии на устройство основного органа человека - головного мозга, отвечающего как за выработку рациональных решений, так и за контроль их нравственного, духовного содержания. Однако Природа не создала механизма, обеспечивающего равную эффективность работы обоих полушарий человеческого мозга. Может быть это и хорошо, т.к. человечество не превратилось пока в термитник и каждый из нас сохраняет свою неповторимую индивидуальность при широком спектре оценок. Развивать тему о соотношении рационального и духовного в общем виде мы не будем. Пока просто необходимо иметь в виду, что для специалиста, решившего работать в области ядерной науки, техники или технологии, принципиально важно иметь мироощущение, позволяющее на основании собственного анализа и умения думать, принимать верные решения (хотя бы в своей узкой области деятельности), и постоянно их контролировать собственным " духовным цензором ". (Посмотрите на Фукусиму через эту " призму " ). Еще одно важное замечание, которое целесообразно дать в начале текста, относится к проблеме личностных оценок, без которых второй блок вообще не может быть создан. Попытка осмыслить эту проблему хотя бы с точки зрения обыкновенного здравого смысла позволила сделать почти очевидный ( но тщательно скрываемый всеми власть имущими ) вывод о том, что хоть какие-то критерии оценок действий личности либо практически отсутствуют, либо претерпели инверсию " с точностью до наоборот ". Кто сомневается в справедливости последнего утверждения, может посмотреть, например, рубрику : " Я не понимаю " в АИФе хотя бы за последние два года.
Портрет
Кафедра радиохимии. 50 - летие Фтф УГТУ
    Наша точка зрения по этой проблеме такова: мы не будем давать развёрнутых личных характеристик никому ( нет чётких критериев оценки и нет морального права на такие оценки ), но оценку конкретных поступков мы делаем. Это наше личное мнение и мы его никому не навязываем. Можно считать такое мнение либо предложением самому подумать об этом, либо обсудить в спокойной дискуссии, правила ведения которой мы, к сожалению, почти полностью забыли ( см. заседания Госдумы РФ ).

    Текст предлагаемой книги имеет достаточное основание находиться под одной обложкой. Здесь можно назвать по меньшей мере три причины.    
    Во-первых, авторы - не только коренные физтехи, но и носители живой памяти о проблемах и событиях прошлого, имевших место на факультете и кафедре радиохимии, которой в 2011 году исполняется 60 лет. Если за точку отсчёта взять 1951 год, когда кафедра и была образована, то в этом году : " старший соавтор " ( В.Д. Пузако ) закончил физтех и поступил в аспирантуру к Е.И. Крылову. В этом же году " младший соавтор " ( Ю.В. Егоров ) поступил на первый курс физтеха. Таким образом, у соавторов есть аргумент, который не выдумаешь: эти 60 лет жизни кафедры одновременно являются и годами их биографий.
    Во-вторых, и старший, и младший соавторы в своё время заведовали кафедрой радиохимии ( В.Д.П.: 1958-1968; Ю.В.Е.: 1974-1999 ). И ещё: Ю.В. Егоров в течение десяти лет (1976-1986) " служил " деканом физико- технического факультета, а В.Д. Пузако неоднократно возглавлял как бюро ВЛКСМ Фтф ( 1949-1951; 1956-1957 ), так и партбюро факультета ( 1962-1963; 1973-1974 ). Следовательно, эти " аксакалы " были не только свидетелями реальных событий истекшего шестидесятилетия, но и ( если воспользоваться современным корпоративным жаргоном ) " шефами ", принимавшими ответственные решения по организации и управлению вузовскими коллективами ( ранга кафедра - факультет ).
    Наконец, в третьих, оба соавтора - единомышленники, если под этим понимать совпадение системы ценности связей и взаимоотношений как в социуме ( прежде всего, в " трудовом коллективе "), так и в природной среде.
    Данный текст не " гомогенен " (т.е. не такой, как у Ильфа и Петрова). У каждого раздела автор указан. Тем не менее, всё, изложенное здесь, согласовано и приведено к состоянию взаимного одобрения, хотя каждый писал только то, что он лучше помнит и знает. Это же относится и к личным оценкам политических и социально-экономических изменений, произошедших в нашей стране за последние шестьдесят лет.

    За помощь и содействие в подготовке этой книги к изданию авторы выражают благодарность Д.В. Пузако, О.Д. Кукушкиной, И.Н. Кутергиной и Е.И. Денисову.
   
Виталий Дмитриевич Пузако
Юрий Вячеславович Егоров
Екатеринбург, 2011
   
 Книга " Волны памяти "  Полноэкранный просмотр обложки




     Издательство " DiaKon * ДиаКон" Инициатор проекта       Яремко А.Н.