Карта сайта " ФизикоТехник "
Воспоминания Выпускника ФизТеха УПИ
ЛИСТОПАДОВА Юрия Геральдовича


 Листопадов Юрий Геральдович  Полноэкранный просмотр фотографии


 Листопадов Юрий Геральдович  Полноэкранный просмотр фотографии


ССО. УПИ. ФИЗТЕХ.
Портрет
Лагерный " Гуру "
 Юрий Листопадов


Образование :

- Уральский политехнический институт, физико-технический факультет,
    специальность " Квантовая радиофизика и физика твердого тела " (1984);
- Ивановский государственный университет, математический факультет,
    специальность " Математика ", преподаватель математики.

Опыт работы в лагерях :

- 6 лет в стройотряде;
- 22 года в детских лагерях ( коммунарские, школьного актива,     оборонно-спортивные, трудовые подростковые, труда и отдыха детские,
    семейные, смешанные, православные, скаутские )
, из них 15 лет в палаточных лагерях,
- 9 лет - в качестве единственной профессии.

Это будет наше время. Тех, кто идет " рядом и чуть впереди "

    Это текст " от редактора " сборника материалов конференции
    по детскому движению 2004 года.
    Время прошло, но, ИМХО, актуально.
    " Я себя по стройотрядовской линии чищу "
    Ю. Листопадов, боец ССО " Гренада-2 "1978-1984 гг.

    На физико-техническом факультете Уральского Политехнического Института им. С.М. Кирова Целиной бредили. Про Целину слагали песни ( в нашем отряде " Гренада-2 " репертуар общих песен - тех, которые знали и пели все - составлял около четырехсот ).
На Целине никому не пришло бы в голову выпить пивка, даже если никто не видит, потому что честь отряда не позволяла. Мы с гордостью пели : " Зато у нас на сердце нет разлада, И с честью никаких разладов нет ". Я вот себя до сих пор по стройотрядовской линии чищу. И целинку бережно храню. И значок " Ударник Всесоюзного Студенческого Отряда 1983 года ". Таких значков давали всего по два на отряд, и его обладатель запросто мог войти в факультетскую столовую без очереди. Но не входил. Потому как честь отряда не резон разменивать на комплексные обеды.
    И когда мы все, те, кто испытал это чувство КРУГА, кто знает, что такое честь отряда, у кого есть с кем сверять свои поступки, поймем, что нечего делить коммунарам и юным разведчикам, пионерам и скаутам, россомольцам и витязям - вот тут и придет то времечко, о котором мечтал еще Некрасов.
    Это будет наше время. Тех, кто идет " рядом и чуть впереди ".
И вышли мы, как теперь стало понятно, из шинели О.И. Пантюхова. За что ему и спасибо. "
    P.S.   В 1984 году мы " старичками " выехали как квартирьеры на недельку - другую, поэтому, хотя официально я " в списках не значился ", но на целине побывал.
А 1978 год- это " подготовительный период ".
    P.P.S.   Прошло больше 10 лет и я уже не уверен, что оно придет, то самое " времечко " ...

Портрет  Полноэкранный просмотр фотографии
Эмблема  ССО " Гренада - 2 "
Агитпоход.

    Жизнь физтеховского стройотряда состояла из подготовительного периода и Целины.
Подготовительный период - это, собственно, всё время, помимо Целины. Я знаю, что очень во многих регионах ( да наверняка и в Свердловской области тоже ) подготовительный период как таковой отстутствовал, но в УПИ и в большинстве ВУЗов Свердловска это было не так.
    На физтехе это же было СОВСЕМ не так.
Стройотрядовская жизнь в подготовительный период била ключом.
Важнейшей частью этой жизни были агитпоходы. Что это ?
    Агитпоход - это выезд стройотряда ( обычно двух отрядов - мужского и женского ) не менее, чем на ночь. Обычно выезжали в сельский клуб на электричке, проводили там лекцию, концерт, дискотеку, а после того, как в 23.00 дискотеку прекращали, а клуб запирали, проходила " внутренняя агитка ". Стандартно отряды делились на несколько групп и выполняли ряд заданий на заданную тему. Инициативная группа, готовившая " агитку " обычно готовила несколько сюрпризов. В принципе, как мне стало понятно позднее, это была работа по методике КТД. Хорошим тоном считалось выпустить к утру фотогазету об агитпоходе и затем вывесить ее на " мастерке " - это место в фойе физтеха, где происходила стройотрядовская жизнь ( а на факультете было в мое время 9 стройотрядов ).
    К утру помещения прибирали, сдавали ключи и помещения и уезжали на ранней электричке домой.
Звучит все просто, но даже технически организация агитпохода была очень непроста :
1. Надо было найти место ( ездить два раза в одно и тоже место считалось некомильфо ). Помнится, однажды зимой ( было за 30 градусов мороза ) я прошел несколько сел ( соответственно несколько остановок электрички ), пока не договорился.
2. Надо было доставить на место аппаратуру для дискотеки - у каждого отряда такая аппаратура была, но ее надо было тащить на себе ( а это огромные колонки, магнитофоны, усилители, цветомузыка и т.д. ). А от остановки электрички до клуба, на минуточку, порой приходилось идти час-полтора.
3. Надо было разруливать ситуацию с местной " авторитетной публикой ", как правило в разной степени опьянения, которую возмущало, что ИХ клуб закрывают и в ИХ клубе без НИХ всю ночь " тусят " приезжие студенты. Впрочем, за всю историю наших агиток до драк не дохождило ни разу.
4. Надо было заготовить питание и приготовить его ( ну, как минимум, нарезать бутерброды и заварить чай ). А заварить чай на 60 - 80 человек - задача незаурядная. Готовились кипятильники из бритв, мобилизовывались ведра. А бутерброды ? В Свердловскt в наше время колбасу выдавали по талонам : 400 грамм на прописанного члена семьи ...Масло так же по талонам. Но как-то из ситуации выходили : ребята привозили из значительно лучше снабжавшихся " ящиков ", изыскивали " связи " и т.д. Сразу оговорюсь - спиртного в наших агитках не было никогда ( ну, точнее, один раз, на Новый год было шампанское - по бутылке на 10 человек ).
5. Ну, подготовка программы, естественно.
6. Посадка в электричку. Здесь два аспекта :
- сесть вечером в Свердловске в переполненную электричку и занять при этом один вагон
- сесть утром в проходящую электричку, и, опять-таки, занять один вагон. Технологии посадок разные. Вечером в Свердловске, где обычно начальная станция, надо было просто грамотно блокировать подход к дверям и пропускать только " своих ".
А вот посадка в проходящую электричку ( напомню - 60 - 80 человек с кучей оборудования ) была сопряжена с дерганьем стоп - крана - всегда выделялся ответственный и пением " Слоника " в вагоне. " Слоник " - если кто не знает - идеальная будильная песня, которую я потом всегда эффективно использовал в лагерях для пробуждения упертонепросыпающихся. Смысл пения в том, что вагоны-то, конечно были полупустые, но люди нисколько не хотели переходить в другой вагон ( время обычно около 5 утра ), чтобы нам было комфортно ехать вместе. Однако 2 - 3 цикла " слоника " - и в вагоне оставались только " наши ".
7. Донести оборудование до общежития.
    И таких агиток было в среднем по 5-6 за подготовительный период...
    За шесть лет моей стройотрядовской жизни - соответственно - около 30 ...

Соцсоревнование.

    В наше время комитет комсомола факультета всю работу вел через стройотряды, хотя формально первичные комсомольские организации были в группах. Однако группы были пассивны, а отряды - вот они ! поэтому комитет комсомола, естественным образом " сел на стройотряды ".
    Буквально всё возлагали на командиров и комиссаров : дежурство во время факультетских мероприятий, ДНД ( добровольная народная дружина ), донорство, спорт, самодеятельность, оформление стендов, формирование колонн на демонстрацию и т.д. и т.п. Ну и просто финансовая " помощь ". Отряды, понятно, были не в восторге от кучи непрофильных нагрузок, а насчет денег ходила частушка : " А как мимо комитета я без шуток не хожу : то в окно червонец кину, то пятерку покажу ".
    Ну и вот, чтобы отряды стимулировать, было устроено соцсоревнование ССО, куда вносились самые разные пункты. Ну, скажем, количество профориентационных бесед, подтвержденных справками из школ. Количество концертов. Шефская работа в интернате. Лекции, прочитанные через лекторское бюро факультета.
    Отдельная тема - спорт. В систему соцсоревнования было включено ( помнится мне ) не менее полутора десятков спортивных дисциплин. Ну, навскидку : шахматы, настольный теннис, футбол, волейбол, баскетбол, коньки, эстафета "ЗИК", четырехборье "Физтех", техническое многоборье ДОСААФ, плавание...
Для иллюстрации приведу забавный пример.
Соревнования по конькобежному спорту. Зачет по пятнадцати лучшим результатам в каждом отряде. Я пришел " чисто поболеть ", ибо на коньках сроду не стоял. Однако наш отряд мог выставить только 14 человек - больше никого не было. Командир и спорторг, узнав методику проведения результатов, подошли ко мне и сказали: " надо ".
    Ну, надо, так надо. Я обул коньки и пошкандыбал...Мимо меня пролетали забег за забегом, , но я упорно шел ( ну как шел... временами полз ) к финишу. И таки дошел. Вокруг потешались бойцы других отрядов, " поздравляли с рекордом " и т.д. И продолжалось это веселье до объявления результатов, согласно которым наш отряд занял первое место. А дело в том, что мы единственные выставили 15 участников. У остальных было у кого 7, у кого 10, у кого 12. Так вот : всем недостающим " до 15 " поставили мое время, и наш отряд - та-да-да-дам ! победил.Как-то так.
    С концертами тоже все было не просто : надо было с кем-то договориться, собраться, прийти...
Мы нашли выход : давали концерты в областной больнице. Несколько этажей, в каждом по два отделения. За один вечер давали по 6-8 концертов.
Главное было - не попасть в челюстно-лицевое отделение ( люди не могли смеяться и вообще выражать эмоции ).
Я же, благодаря необходимости читать лекции, стал лектором общества " Знание ". И, признаться, это было весьма неплохо. Меня направляли в командировки по области, где я ударными темпами ( по 5 - 6 лекций в день ) зарабатывал для отряда заветные баллы, а себе - неплохие по тем временам деньги: около 20 рублей в день на руки. Чтобы понять масштаб, надо вспомнить, что стипендия студента обычного ВУЗа в то время была 40 рублей ( на физтехе - 55 первые три курса и 60 - с 4-го по 6-й ).
    Победитель соцсоревнования получал право выбрать зональный отряд, в который поедет летом работать.
    Это было важно...

Целинка.

    " Тренада - 2 ", УПИ, Физтех.
Так было написано на нашей целинке.
Целинка - это зеленая куртка, принадлежность каждого бойца ССО ( именно - БОЙЦА ! ). Изначально это была просто верхняя часть рабочей формы, выдававшейся каждому, выезжавшему на Целину ( на физтехе нашего времени Целина писалась и произносилась с большой буквы ), однако быстро стала почти сакральной вещью.
" Быть в целинках ! "- такая надпись на " мастерке " означала, что будет что-то важное. Впрочем, целинку носили и повседневно - в УПИ, по крайней мере.
Проходя по коридорам, ты обязательно встречал не десятки - сотни ребят и девчат в целинках.
Портрет
Знак приобщенности, кастовости - несмотря на то, что стройотрядов было много, все же далеко не каждый студент прошел Целину.

         " Нашивки, Эмблемы и Флаги ССО Уральского ФизТеха "     
         " Атрибутика ССО " УПИ - Мезон " Уральского ФизТеха "       

Как была устроена целинка ?

    Начнем с самого простого - " спина ". На спине писалось название отряда и ( как правило ) какой-либо рисунок.
" Спина" была ( опять же- как правило ) одинаковой у всех бойцов данного ССО ( хотя иногда менялась ).
Приготовление " спины " - дело очень не простое. Писали масляными красками, через трафарет...
    Теперь - " лицевая сторона ". Тут все сложнее...
Во первых - нашивка ВССО. Желто-оранжевая, в наше время - из какого-то полимера на тканевой основе.
Нашивки были разные :
- боец
- штаб ЛССО (линейный стройотряд)
- командир ЛССО
- комисар ЛССО
- мастер ЛССО
- врач ЛССО
были соответствующие нашивки для зонального штаба , областного штаба и Всесоюзного штаба ССО.
Но такие нашивки " в коридоре " встречались редко ...
    На лацкане целинки - значки Всесоюзного ССО по годам ( плюс значок " Ударника ССО " - если заслужил ). Человек, у которого на целинке было 5 ( а на физтехе бывало и по 6 ) значков был почти небожителем.
Но и 3 - 4 значка- вполне достойно. " Старики " - так звали опытных бойцов. Похвастаюсь - у меня было 7 значков ( один из них - " ударник ").
    Затем на груди располагались нашивки зонального ССО. По Уставу ВССО было положено носить только нашивку текущего года, но, как правило, носили нашивки за все предыдущие года. Понимающий человек сразу видел, где и когда человек был на Целине - и был повод пообщаться даже незнакомым людям, если они когда работали в одной " зоне ". Сейчас " зона " воспринимается только с точки зрения уголовного права, но тогда, у нас, никаких ассоциаций не возникало.
    На рукаве - годовые нашивки своего стройотряда. Как правило, каждый год они были разные ( хотя некоторые отряды сохраняли дизайн, меняя только год ). Ну вот так.

И хотя в песне пелось :
    " Мы друг друга узнаем не по значкам
    И эмблемы на целинках не нужны..."

    но целинка - это был важнейший Знак принадлежности к Целине, её носили с гордостью.

    Чем более выцветшей она была, тем бОльшее уважение вызывал тот, кому она принадлежала...

Мгновенья Целины.

    1979 год. Сургут.Я что-то делаю на крыше школы ( мы готовили ее к сдаче). Вокруг - обычный строительный шум масса народу " зализывает " школу к визиту завтрашней приемной комиссии : кто-то что-то кричит, что-то где-то скребется...
И вдруг - хлопок и тишина ...
Оглядываюсь и вижу " изумленного " бойца нашего ССО. Подхожу. И вижу в крыше дыру приличных размеров. Заглядываю в дыру и ... получаю снизу мощный заряд ненормативной лексики. Стоявшие до этого на нижнем этаже в оторопи люди костерят меня почем зря ! А в полу этого этажа, что характерно, тоже дыра. И этажом ниже- тоже.
    В общем, наш боец застропил бетонный блок - " шестерку " за одно ушко ( второе было отломано ), крановщик блок приподнял и единственное оставшееся ушко лопнуло.Блок прошил школу и застрял в перекрытии подвала. А материли меня, поскольку решили, что это я был тем стропальщиком, который их чуть не угробил. Ну и вот.
    Дело к вечеру, утром комиссия, в этажах - дыры, в подвале - блок. Мы всю ночь вручную мешали бетон, делали опалубку ( а это нетривиальная задача для межэтажных перекрытий ), заливали дыры ... Школу приняли...
Впрочем, напротив зэки строили панельную пятиэтажку - так она в один прекрасный день просто сложилась как карточный домик ...Так что пробитая школа- это еще ничего.

    1981 год. Каменск - Уральский район. Квартирьерство. Нас человек 10, готовим место для отряда, немного работаем на объектах. В один прекрасный день все уезжают в Свердловск на парад, оставив нас вдвоем ( я и Вовочка Иванов, ныне профессор, доктор наук и т.д ). Командир, ласково улыбаясь, сказал : ну, отоспитесь здесь, отдохнете. Ну...
    И тут приходит " шаланда " ( длинномерный грузовик ) с кирпичом - мы его с шутками-прибаутками разгружаем. Без крана, то есть вручную. Один сверху кидает, другой снизу ловит и укладывает. Нормально, чё ... Но - вслед за первой шаландой подъезжает втораятретья, четвертая, пятая ... В общем мы, поминая командира добрым, ласковым словом, разгрузили то ли 8, то ли 10 " шаланд " с кирпичом ( вдвоем ! руками ! ).
Больше столько кирпича не привозили НИКОГДА.

    1983 год. Бардым. Квартирьерство. Председатель колхоза просит привести щебенку. Ну, щебенку, так щебенку. Командир, видимо, посчитал, что нужно просто сопроводить трактор и присмотреть за процессом погрузки. Послал меня одного. Тракторист скептически хмыкнул и поехал. ,b>" Щебенка " оказалась бутовым камнем нехилых размеров и соответственного веса, который нужно было вручную закидывать в телегу.
Закидал, чё делать-то ...

    1984 год. Конезавод. Квартирьерство. Командир посылает меня за трубами - их надо было использовать вместо строительных колонн. Председателю их должны были дать на металлургическом заводе - там меняли какую-то теплотрассу. Выделили мне Т-150 и часа два мы ехали.Приезжаю. Прихожу в заводуправление к хмырю, к которому меня направили. Он уходит в отказ : это только с разрешения директора, которого сейчас нет, грузить все равно нечем, и вообще никаких труб в природе нет. И никогда не было! Что делать ? Без труб уезжать нельзя - работа встанет, да и трактор такой впустую туда-сюда сгонять - не есть гут... Я в смущении лезу в карман и достаю зачем-то бумажник. Как он забегал ! Нашел и трубы, и кран, и у директора что-то подписал.Трубы погрузили, я хочу куезжать, а хмырь мне и говорит : а деньги ?
Ну, пришлось дать червонец. Командир мне его, кстати, не вернул...
    И ещё много-много всего было...

Целина. Как это было устроено.

    У каждого физтеховского отряда было множество традиций, обычаев, ритуалов.
Ну вот у нас в " Гренаде - 2 ", то, что сразу приходит на ум :
- утренняя линейка с подъемом флага и " перелистыванием " " целинного календаря ". Подъем и перелистывание производит лучший боец предыдущего дня. Целинный календарь сложен из кирпичей, на торце каждого написана дата - с первого дня Целины по последний. Таким образом, каждый день исходный календарь уменьшался в размерах, а " календарь прошедших дней " - увеличивался.
Поднять флаг - было очень почетно, этим гордились.
- утренняя зарядка : последний вышедший получал " красную карточку " - мыть туалет, предпоследний - " желтую " - помогать на кухне.
- " баня " - вечерний разговор, во время которого каждый о каждом говорил то, что думает. Люди иногда после бани сильно меняли свое поведение.
- дружественный отряд из мединститута " Арника "
- " песенный круг " - пели везде и всегда
- " банкет после Целины "
- газета " За активные действия ! ". Дело в том, что в УПИ была газета " За индустриальные кадры ! " - сокращенно - " Зик ! ". Соответственно аббревиатура нашей газеты для понимающих людей читалась однозначно, за что мы не раз получали серьезные внушения. Но держались. Шутки там тоже были порой на грани, но что было, то было ...Например вспотолковом словаре однажды было такое разъяснение : попадание - гомосексуализм.
- походы ( но об этом напишу отдельно ).

Песни в стройотряде.

   
Флагшток
ИМХО, отличить настоящий стройотряд от группы ребят, надевших стройотрядовскую униформу, в наше время было предельно легко : надо было посмотреть, поют ли искомые ребята вместе, и если, да, то ЧТО именно...
Вот, например, песни ССО " Кварк " :

          Песни Бардов ССО " Кварк " на Целину     
          Песенник ССО " Кварк " 1974 - 1978     
          Песни ССО " Кварк " ( со словами ) 1974 - 1978     

Процентов 90 из этих песен были и " нашими ".
    Но, конечно, были и свои. И много. Очень много. Причем песни были ОЧЕНЬ разные ,,.
От суровых физтеховско - мужицких ( например, после этой песни, которую мы обязательно пели во время концертов в детских садах, нянечки, смахивая слезы с глаз, нас обязательно звали пообедать...) :

    Сестры мечутся, сестры мечутся, белый смерч
    Восемь мальчиков, восемь физиков едут в смерть
    Ночь под морфием, две под морфием, в забытьи
    Койки белые, койки мягкие, как ладьи
    Отрываются и проносятся мимо стен
    И укачивают, убаюкивают как детей
    Восемь мальчиков, восемь физиков навсегда
    Где-то мать кричит, вся измучена и седа
    Где-то девушка ходит сгорбившись, как во сне
    С коек скомканных льется волнами дивный свет
    Это светятся непокорные до конца
    Облученные, обреченные их сердца
    Непочатые, непонятные для других
    Те, что будут потом высвечивать из могил
    Как высвечивает смешиночка сквозь печаль
    И когда-нибудь, мы придём сюда невзначай
    И растерянно удивимся, ища очки
    Ну откуда взялись на кладбище светлячки...


    до песни, которую здесь я привести не могу по соображениям цензуры ( впрочем, таковая была всего одна - но какая! Её даже Стругацкие упоминали в одной из книг, как песню ленинградской научной интеллегенции, кому интересно - погуглите " капитан пиратской шхуны Джон Кровавое " - но ! предупреждаю - строго 18+ и дамам с тонкой ранимой душой читать не рекомендую... Когда мы пели ее в присутствие девушек, то " запикивали " ненормативную лексику, и, в общем, запикивать приходилось много ...
    Ну вот я сам погуглил - то что есть - намного слабее того, что пели мы, порой вообще ни в какие ворота. У нас все было тоньше и изысканней...
Конечно, пели много бардов, рок-группы ( особенно " Машину времени "), с удовольствием кричали песни типа " Рельсы упрямо режут тайгу ... "
    Много было дворовых песен, которые, естественно пелись, чтобы приколоться, ну там : " Друзья расскажу вам, о том, что я знаю, о том что я слышал из зала суда... " или " Когда фонарики качаются ночные ... " Задорно пелись песни " садового цикла ": " Созрели вишни ... ", " Ты скажи, ты скажи, чё те надо, чё те надо ", причем наш дружественный девичий отряд " Арника " после слов " я те дам, я те дам " громко кричали : " по зубам ", стараясь перекричать ( вполне безуспешно, конечно ) наше " чё ты хошь ".
Были, конечно и сугубо студенческие песни - " На меня надвигается ", " В пещере каменной ", " Иду по проспекту в дырявых галошах " и т.д. Много было громких песен - ну там " Здесь люди не ходют " - это когда надо было рекричать поющие рядом стройотряды ( была такая традиция ).
Без ложной скромности скажу - мы перекрикивали.
    Пели и песни " Арники ", среди которых попадались и шедевры - например, про " Тявку - жучку ". Вообще было очень много веселых песен. Ну, песни из кинофильмов, мультфильмов, детские - это очень любили петь... Огромный блок был морских песен, среди которых любимыми были : " Четыре года ... ", " Парапет ", " Мой фрегат ", " Мы с тобой давно уже не те ", " Задраены верхние люки ", " Ботик ".
    Вообще петь могли часами и часами. Пели все. И это давало результат. У меня вот ОЧЕНЬ громкий голос, но, как говорится, медведь на ухо... Сначала я, мягко говоря, не всегда попадал в ноты ( что вызывало нарекания ), однако к шестому курсу при необходимости ( точнее, в случае КРАЙНЕЙ необходимости ) пел на сцене ...
    Как говорится, терпенье и труд ...

Другие мгновенья Целины.

    Целина - это не только работа.
Вот некоторые моменты, которые помнятся.


    1980 год. Лайский свинокомплекс. Ударная комсомольская стройка. Бардак вселенский. Нагнали стройотрядов - штук 15. Работы не хватает, поселили всех в пятиэтажке, столовая общая - на все 500 - 600 человек. В общем, самая неудачная Целина. Однако именно на этой Целине мы на 8-е марта по целинному календарю ( то есть на 8 августа ) всем отрядом снялись и уехали в гости к нашему дружественному отряду - " Арника " из мединститута. Звучит просто: " уехали ". А это была сложная логистическая операция : Тавда - на другом конце Свердловской области ...
Сказать, что зональное руководство было в шоке - ничего не сказать !
С " 8 марта " связана еще одна забавная история : ССО " Планета " как-то на " 8 марта " решил отправить поздравительную телеграмму своему дружественному отряду, название которого было как на грех - " Венера ". Ну и вот. Приходят, значит, на почту и подают телеграмму: " Венера ", с 8 марта, ( ну еще какие-то слова ) " Планета ".
Бдительная телеграфистка вызвала милицию - еле отбрехались парни...

    1982 год. На 9 мая мы - десятка полтора человек - выходим смотреть салют к светомузыкальному фонтану. Ну, с нами гитара.
Встаем в круг, начинаем петь. И люди встают к нам в круг - не десятки - СОТНИ !
Сотни и сотни ! Мы поем как никогда - поем и час, и другой.
Когда после праздников я пришел на занятия - надо мной посмеивались не только сокурсники, но и преподаватели - я свистел, сипел, но членораздельных звуков издавать не мог - голос был сорван напрочь.

    1983 год. Зональный фестиваль. Заранее объявлен конкурс отрядного танца. Ну, все отряды показывают разные " линейки " - так называли отрядные танцы, в которых все одновременно делают одинаковые движения, встав в один-два ряда.У кого-то сложнее, у кого-то проще. И вот наша очередь. Мы быстро скидываем целинки, рубашки, брюки и остаемся в синих сатиновых трусах ( так называемых " семейных " ), причем трусы какого-то невероятного размера ( понится мне - 72-го ). В общем я со своими 120 кг живого веса влезал в одну штанину полностью. И мы начинаем делать перестроения в духе роты почетного караула. Молча, без музыки.
Сказать, что все были поражены - ничего не сказать.
Зональное начальство подарило нам в назидательных целях речь тов.Мишина на каком-то съезде ВЛКСМ.

    1983 год . Шестой курс, мы уходим из отряда. И вот в фойе физтеха появляются стенды с нашими фотографиями. Шесть человек - шесть стендов. Текст лаконичный : Фамилия, Имя, годы Целины. Стенды довольно большие - где-то метр на метр и фотографии тоже огромные - ну, примерно, 60 на 80 см ( делали в фотохронике УПИ ). Все бы ничего, но как раз надвигалось 7 ноября и в фойе были вывешены фотографии членов Политбюро ЦК КПСС, размещенные на листках формата А4.
И вот специально обученные люди взбутетенились : " Как это, у ЭТИХ фотографии в разы больше, чем у членов Политбюро - снять ! "
Но снять желающих не находилось.
Командир с комиссаром схлопотали по самое не могу и мы сами сняли - каждый свой стенд и унесли домой- на память ...
    И это тоже - Целина !

О студенческих походах.

    На физтехе любили походы. Наш отряд не был исключением : ходили часто и с удовольствием.
Походы были разные, часто ходили на Волчиху - это самая высокая гора в окрестностях Свердловска, любили кататься на полиэтилене с какого-то горнолыжного склона ( ЕМНИП, в районе Чертова городища ). Как-то кому-то пришла в голову " гениальная мысль " съехать на полиэтилене с Волчихи. А технология езды на полиэтилене такова : на длинный кусок полиэтилена садится человек 10-15 на манер бобслея и с лихими завываниями импровизированный " боб " мчится вниз. Возможность маневра у такого " боба " минимальна : высокая скорость, большой вес, приличная длина в совокупности с гибкостью опоры делали управление довольно сложнымм, а работу " первого сидящего " сопряженной с риском оказаться под кучей тел в случае неудачного маневра.
Но на горноложном склоне это все не так страшно.
    Как говорится, у носорога плохое зрение, но это не его проблемы ...
Да, горнолыжники были недовольны и старались кататься подальше от нас, но нам было весело и лихо ...
    Весело было и когда мы поехали с Волчихи. Сначала.
До первого поворота, вписаться в который было нереально, а прямо на траектории " боба " стояла береза.
Я, сидя первым на первым " бобе ", увидев опасность, конечно, мог бы успеть вывалиться вбок, но " рухнет на город пустой самолет ", в смысле - сидящие за мной девушки - " арничанки " врежутся в березу ...Впрочем я как-то извернулся и принял удар на ногу, а вот пилоту второго " боба " повезло меньше - он въехал в березу, широко расставив ноги ...
    Были походы и посложнее - с двумя - тремя ночевками : в пещеры ( впрочем, я лазить не любил - в кромешной тьме, периодически застревая в " шкуродерках " у меня возникали самые мрачные мысли - и самоотверженно оставался сторожить лагерь и готовить еду для отважных спелеологов ).
    Но больше всего мы любили категорийные походы - это уже с официальным оформлением - дней на 10-12-15.
Летом ходить не получалось - сессия, Целина, поэтому, как правило, категрийные походы были лыжными. Однажды нам пришлось заночевать в Исправительно - трудовой колонии - за колючей проволокой.
Но это не то, что вы подумали ....
    Просто из той колонии как раз накануне сбежало несколько зэков - и мы - прилично экипированные, с лыжами, продуктами, палаткой с печкой представляли собой лакомый кусочек. Начальник колонии решил не рисковать и запустил нас в комнату для свиданий, где мы успешно и переночевали. Это, надо сказать, нас очень порадовало : температура была в районе минус сорок ( один раз - даже минус 48 ) и ночевка в палатке ( даже с печкой ) была удовольствием сильно так себе ( тем более, что палатка была типа " шатер без дна " ).
    Нас даже накормили ( мы не возражали ), а утром усадили в грузовик без тормозов и
    отправили от греха подальше примерно в направлении нашего маршрута...


Сессия.

    Но не Целиной единой... Сессия ...
    Момент истины, который наступает дважды в год для каждого студента.

На сессию все стройотряды вывешивали на свои мастерки " экраны сессии ", куда после экзамена каждый боец заносил свою оценку. Особым шиком считалось иметь в ряд 5-6 пятерок. И многие у нас в отряде имели ! Обычно мне тоже удавалось " шикануть ". Но - на младших курсах - не всегда ...
    Дело в том, что многие преподаватели " общеинститутских курсов " почему-то жестковато относились к тем, кто пропускал лекции ( а как не пропускать - если мы учились во вторую смену - до 22.00, кстати - а, например, в агитпоход надо уезжать около 17... А субботники, концерты и т.д. и т.п. ). В общем, на экзаменах порой приходилось преодолевать " предубеждение преподавателя ". Ну, например, на экзамене по одной из математик ( на физтехе их было много ) преподаватель страстно не хотел мне ставить пятерку, хотя придраться было, в общем, не к чему. Тогда он дал мне задачку, сказав - решишь - будет тебе пятерка. Ну, решил. А в следующем семестре была олимпиада по математике - и именно эта задача " стоила " максимальное количество баллов - то есть была самой сложной на олимпиаде ...
    Вообще, для меня все предметы четко делились на нужные и ненужные.
Ненужные сдавались с помощью всяких - разных приемов, а нужные - требовали труда и знаний.
    Разъясню.
Ну вот, например, исторический материализм. Предмет явно ненужный. На лекции я не ходил, конспекты " классиков марксизма - ленинизма " не писал. При этом преподаватель не ленился собирать конспекты на проверку и подписывать их, чтобы, значить, никто не воспользовался чужими. На экзамен без конспектов не допустят. Что ж, в дело пошли конспекты старшей сестры ( она училась в УрГУ ). Теперь экзамен. Ну, во - первых, для повышения оценки на балл пошел на институтскую олимпиаду ( о повышении " на балл " для всех участников объявили заранее, иначе желающих поолимпиадить было бы мало ). Понятно, что на олимпиаде никакого места не занял, но в список участников был внесен. Далее, понятно, что к " своему " преподавателю идти смысла нет. С " направлением на досрочную сдачу экзамена " ( истмат был един для всех ) отправился к другому преподавателю. На самом же экзамене экзаменатор опрометчиво произнес заветную формулу : " кто без подготовки - на балл выше ". Ну, уж на тройку-то наговорить по истмату - не проблема, так что смело выхожу, и когда преподаватель нехотя говорит, что, мол, раз без подготовки, то, так и быть, поставит четверку, вежливо напоминаю о еще одном балле за олимпиаду.
Тяжелый вздох экзаменатора - но в зачетке - " отлично ".
    Нужные - это профильные предметы. В первую очередь - предметы, которые читали преподаватели с нашей кафедры. Экзамены по этим предметам были непростые. Например, Леопольд Васильевич Курбатов - наш куратор - " классный папа " - считал необходимым читать нам каждый семестр по предмету. А читал он - ого - го ! С каждой лекции я уходил с ощущением, что меня выстирали в стиральной машине, при этом в амбарной тетради ( ну, то есть, формата А4 ) за лекцию исписывалось по 5-6 листов (листов ! - не страниц !) весьма нетривиальных выкладок... А лекций за семестр было обычно 40 - 50 ...В общем - материал - огромный и сложный. Леопольд Васильевич, правда, давал нам шанс облегчить сдачу экзамена : в середине семестра проводил коллоквиум по половине материала и сдавших освобождал от сдачи этой половины на экзамене. Еще он выдавал задачи по разделам курса ( обычно было 4 раздела, задач по 10 - 15 на каждый раздел, то есть суммарно 40 - 60 ), и, если задачи по какому-либо разделу ( разделам ) прорешать, то на экзамене от задач этого раздела ( разделов ) ты освобождался. Увы, я ни разу не облегчил себе жизнь и на экзамене мне приходилось брать по 6 билетов : два теоретических и четыре с задачами ...Заходил я всегда в первой десятке, то есть в 8 часов утра, а выходил с " курбатовских " экзаменов обычно часу в пятом вечера ...
    И зарекался - в следующий раз ОБЯЗАТЕЛЬНО сдать коллоквиум и задачи. Но, поскольку в зачетке у меня всегда стояла заветная " отлично " - Курбатов был строг, но справедлив, то на следующей сессии история повторялась один-в-один ...
    Списывать на профильных экзаменах было бессмысленно ( впрочем - чё списывать-то ? преподаватели обычно разрешали пользоваться не только конспектами, но и учебниками ), поскольку преподаватель в ходе экзамена безжалостно потрошил студента " до дна " и, если ты не знал ( или не понимал до конца ), то скрыть это было невозможно ....

Вся правда о почине " Учиться без троек ! "

    Дело в том, что тогда - в 70-е, 80-е годы было очень идеологически правильно выступать с починами.
Ну, там, " 26-му съезду КПСС - 26 ударных недель ! ", " 20-му съезду ВЛКСМ - двадцать ударных декад ", " 70-й годовщине Октября 70 ударных вахт ! " и т.д.
Но на институтском уровне кто-то решил, что неплохо бы зазвездячить долгоиграющий призыв, связанный с учебой. Так родился почин " Учиться без троек ! " Формально инициатором этого почина выступила наша группа - Фт - 170 на первом курсе , Фт - 270 - на втором и т.д до Фт - 670. Учились мы действительно хорошо, все, кто не тянул - вылетели на первых двух курсах ( их было всего трое из 25 ). И вот, ЕМНИП, после 5-й сессии нас собрали и сказали, что, мол, есть мнение - наша группа хочет выступить инициатором почина " Учиться без троек ! "...Мы, прикинув перспективы, согласились.
    Дело в том, что быть инициатором такого почина - это ко многому обязывало. Но не нас. Это обязывало деканат обеспечить условия, чтобы группа-инициатор не ударила в грязь лицом. И мы действительно стали учиться без троек ... Нет, в сессию проскакивали не только тройки, но и двойки, но мы их обязательно пересдавлаи на 4-5. Преподаватели знали, что в конечном итоге у всех в нашей группе должны быть ТОЛЬКО 4-5. Нет, " наши ", кафедральные преподаватели никого не вытягивали. Им пересдавали и по три, и по четыре раза. А вот " общеинститутские ", как правило, не видели необходимости тратить свое время на пересдачи и " закругляли " экзамен сразу.
То есть с этими предметами все шло как по маслу. Обычно...
Но однажды разразился феерический скандал. К концу 8-й сессии ( лето 4-го курса ) выяснилось, что группа действительно сдала сессию без троек.
Но !
С одной неявкой - то есть фактически двойкой !
И виновником этого скандала был я ....
    Ну как виновником....
Дело в том, что экзамен-то я сдал на " отлично ", причем досрочно, поскольку уезжал квартирьером на Целину. Причем преподаватель поставил мне пятерку в зачетку, хотя я пришел без " экзаменационного листа на досрочную сдачу ". Однако, когда я заявился в деканат на предмет получения искомого " экзаменационного листа на досрочную сдачу " для фиксации оценки для деканата, наш зам.декана по старшим курсам В.В.Истомин меня сурово обломал.
    Дело в том, что Истомин страшно не любил выдавать пресловутые " листы " и всячески мурыжил страждущих студентов. Тех, кто приходил к нему и просил " хвостовку " или " квиток " ( как мы их называли ) он огорошивал следующим заявлением : " У меня нет хвостовок (квитков) " и дальнейший лепет студентов игнорировал. Если студент более корректно просил " направление на экзамен ", то Истомин привставал из-за письменного стола, оглядывался и решительным жестом указывал на дверь деканата со словами: " направление на экзамен - ТУДА ", разговор был окончен... Просить надо было именно " экзаменационный лист на досрочную сдачу ". При этом если студент с энного раза выучивал правильное наименование этого важнейшего документа, то он переходил на следующий уровень этой увлекательной игры.
    Ну, то есть. Он приходит и просит " экзаменационный лист на досрочную сдачу ". Истомин спокойно спрашивает : " А с преподавателем договорились ? " Студент, естественно, отвечает: " Договорились ". В ответ получает взрыв эмоций: " Значит, в обход деканата действуете ?!!! Ничего не получите ! ". Ладно, студент приходит еще через день-другой и на вопрос Истомина " А с преподавателем договорились ? " спокойно отвечает, честно глядя в глаза: " Нет, не договорились ", после чего Истомин смотрит на парня как на дебила и устало говорил : " Не договорились, а зачем в деканат-то пришли ? ".
Туше ! У Вас варианты есть ?
А надо было говорить так : " С преподавателем договорились, что ЕСЛИ ДЕКАНАТ НЕ ВОЗРАЖАЕТ, то он примет экзамен ".
    Ну и вот. Я к концу 4-го курса, естественно, все эти примочки знал и оттарабанил все как положено. Истомин тяжело вздохнул и начал заполнять " квиток ".
Ну, там. ФИО, группа, курс, факультет. И спрашивает - " Какой экзамен ? " Я и отвечаю - " ОПУП "... А действительно, предмет и в расписании так стоял - ОПУП ( чисто из экономии места ).
Но Истомина на мякине не проведешь : " Какой-такой пуп !! Название экзамена !!! "А я, как на грех, забыл точное название....
И правда - запомни название из четырех длинных существительных : " Организация и Планирование Управления Производством ". Ну, выдвинул пару версий, приблизительно отражающих суть, а Истомин в ответ собирается порвать квиток. И тут меня озаряет : в зачетке - то у меня название записано полностью ! Я бормоча : " Василь Василич, ща, ща, я все скажу ! ", вынимаю зачетку и торжествующе зачитываю : " Организация и Планирование Управления Производством "
    Что тут было !
" Так Вам деканат не нужен ! Вы все сами сдаете ! Идите и больше сюда не приходите ! "
Короче, финита ля комедия ...
Ну, я добежал до преподавателя, рассказал ему о ситуации и он пообещел внести оценку непосредственно в ведомость ...
И ЗАБЫЛ ЭТО СДЕЛАТЬ !
А я с чистой совестью уехал на Целину.
    И вот - сессия закончилась, в группе неявка и что делать деканату ?
ГРУППА - ИНИЦИАТОР ПОЧИНА НЕ МОЖЕТ ТАК ОПОЗОРИТЬСЯ ! И ТОЧКА !!!!
    Вызвали " треугольник группы " ( староста, комсорг, профорг ) кто-то вспомнил, что я вроде сдавал досрочно. Отрядили делегацию ко мне домой искать зачетку. Нашли, отвезли в деканат, внесли оценку в ведомость.
А я ничего даже и не подозревал.
    Так вот : не было бы почина - куковал бы я " длинный " семестр без стипендии, а так получил законную повышенную : 75 рублей ( 60 рублей сама стипендия на старших курсах и 25% - надбавка как отличнику ) ...

Портрет
Вечно юная " Гренада - 2 "

    Мне очень нравится это фото.
Кто эта девочка ? Как она оказалась у нас в расположении ? Кем она стала ?
Да это и неважно...
Это символ : " Гренада - 2 " юна и " всегда готова ! "








     Издательство " DiaKon * ДиаКон" Инициатор проекта       Яремко А.Н.