Карта сайта " ФизикоТехник "
Воспоминания Выпускника ФизТеха УПИ
ГРАМОЛИНА Александра Борисовича



 Грамолин Александр Борисович  Полноэкранный просмотр фотографии

 Грамолин Александр Борисович  Полноэкранный просмотр фотографии


ГРАМОЛИН  Александп Борисович  
Россия город Екатеринбург, преподаватель музыки
   выпускник 1974 года, кандидат геолого-минералогических наук, солист ансамбля " УПИ-67 "



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО

   
    Известно, что религиозно-нравственная философия великого писателя и мыслителя Льва Николаевича
    Толстого
находила в свое время последователей не только в России но и за рубежом. Немало их в
    наши дни, в том числе - в Екатеринбурге.

    С одним из них мне довелось познакомиться. Это Александр Борисович Грамолин, кандидат геолого-минералогических
наук и композитор
. В таком сочетании нет ничего удивительного. В свое время он учился в Уральском политехническом
институте
и, закончив физтех, стал работать в Институте геологии и геохимии Уральского научного центра Академии
наук СССР
. Защитил диссертацию. А в 35 лет поступил в музыкальное училище имени Чайковского, так как еще в
политехническом играл в студенческом джаз-оркестре " УПИ-67 ", руководимом Анатолием Зацепиным. С ним объездил
весь Советский Союз. Музыка и стала его второй профессией. А вот Льва Николаевича Толстого он открыл для себя в 1992 году.

    Как это случилось? - спрашиваю Грамолина. - Ведь Толстого изучают со школьной скамьи.

    Да, но толстовской философии мы толком не знали. Представление о ней имели по работе Ленина
" Лев Толстой как зеркало русской революции ". Читали " Войну и мир ", " Анну Каренину ", " После бала ",
" Хаджи Мурата ". Но когда я прочел его работу " В чем моя вера " , я заинтересовался. Пошел в университет
узнать, что там еще есть по философии Толстого, как ее изучают. Ничего не оказалось. Поехал в МГУ.
Там мне посоветовали обратиться к правнуку Толстого - Илье Владимировичу, заведующему кафедрой стилистики
русского языка на журфаке. Он сказал, что все философские сочинения прадеда есть в 90-томнике, который
начал издаваться еще в 1928 году ( было на то в свое время указание самого Ленина ). Издание завершено в
1958 году. Но вышло оно небольшим тиражом. Вряд ли, предположил мой собеседник, 90-томник есть на периферии.
И посоветовал самим издавать сочинения Льва Николаевича на месте.
    Так появилось в нашем городе толстовское общество, председателем которого стал Борис Владимирович Емельянов,
профессор, доктор философских наук
. Сейчас Уральское толстовское общество, где Александр Грамолин является
ученым секретарем
, возглавляет Валерий Дмитриевич Шмелев, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой
Уральского государственного лесотехнического университета
. Среди членов общества такие интересные люди, как учитель
школы № 186, кандидат педагогических наук Евгений Александрович Жуков, философ и поэтесса Нинель Евгеньевна Кричевцова
и другие.

    Какая литература уже выпущена обществом ?

    В 1993 году мы издали брошюру " Л. Н. Толстой. Наше жизнепонимание ". Это очень редкая его статья. В России она
впервые была напечатана в журнале " Голос Толстого " за 1917 год. Затем мы нашли редкую книгу " Христианская этика ",
записанную секретарем Льва Николаевича Толстого Валентином Федоровичем Булгаковым еще при жизни писателя. Это цитатный
сборник основных философско-этических идей Толстого. В нем систематизированы его мировоззренческие взгляды на основании
168 работ. Следующими были коллективные сборники. В частности, монография " Философия ненасилия Л. Н. Толстого : точки
зрения "
. В книге опубликованы известный трактат " Закон насилия и закон любви ", признанный духовным завещанием писателя,
а также статьи современных ученых-историков, в том числе из Екатеринбурга, в которых даются авторские, порой противоположные
оценки как философии ненасилия, так и отдельных ее сторон.
    Теория Толстого ( главный ее постулат - непротивление злу насилием ) рассматривается сегодня в контексте современных проблем.
Продолжение этой темы еще в одном сборнике " Философия, антропология и педагогика ненасилия ", адресованном широкому кругу
читателей. Обсуждаемые в нем проблемы ненасильственного существования отвечают идее толерантности современного человека.

В нынешний год, в котором отмечалось 100-летие со дня смерти писателя, мы выпустили сборник статей " Смерть Ивана Ильича " :
ассоциативные рефлексии "
Эта книга - о человеке, задумавшемся о смысле и назначении жизни только перед смертью.

    Если суммировать нравственно-этические проблемы, сосредоточенные в этих изданиях, то каковы они ?

    Главное здесь - христианская этика, которую всю жизнь исповедовал Толстой и следовать которой стремился.
Отсюда его учение о нравственном самоусовершенствовании. Человек должен быть правдивым, честным, ответственным,
бескорыстным материально. Духовно же : Чем больше узнаешь, тем больше отдашь. Стать таким можно, только работая
над собой
. Толстой считал, что дело не в изменении социального строя, а в самом человеке. Чем больше будет
совершенных людей, тем быстрее утвердится справедливое общество
. А утвердить его можно, как говорил Толстой,
любя всех - и добрых, и злых. Люби - и ты будешь счастлив
.

    Но отношение писателя к собственности вряд ли сегодня разделяют многие ?

    Да, Лев Николаевич выступал против частной собственности, сам отказался от имения, от владения землей, от гонорара
за сочинения. Если же посмотреть на вопрос в перспективе, то взгляды писателя намного опережают и наше время. Например,
сейчас много говорят о ноосфере ( сфере разума ). Если мы действительно будем стремиться перейти в ноосферу из техносферы,
в которой сейчас находимся ( она не связана с нравственными вопросами ), то изменятся понятия об отдельном и общем. Идя к
интеграции, в конце концов мы превращаемся в единый социальный организм. Каждый индивид становится клеточкой ноосферного
целого
. Чтобы этот организм работал эффективно, клеточка должна быть здорова, образованна. Она должна получать по
потребностям, чтобы давать по способностям
. Если ее недокормить, недообразовать, она будет ущербной с точки зрения
интересов общества. Толстой не так уж был неправ, обвиняя общество в сословности, разделении на богатых и бедных.
Философия Толстого - это прикосновение к должному, к тому, как должны жить люди : помогать ближнему, жалеть, заботиться
друг о друге, относиться к окружающим с уважением и любовью
. Это - идеал, но к нему, говорил Лев Николаевич, надо стремиться.
Так же, как надо стремиться к тому, чтобы стать лучше, бороться со своими недостатками, что сам он и делал всю жизнь до самой
смерти.

    Ваше увлечение музыкой, - спрашиваю Александра Борисовича напоследок, - как-то связано с Толстым ?

    В этом наши с ним интересы тоже совпадают. Толстой не мог жить без музыки. Это единственное из мирского,
говорил он, что действует на него очень сильно.
    Часто он слушал музыку со слезами на глазах. Его любовь к музыке не может не заражать. Я написал мюзикл по мотивам его повести
" Два гусара ". Он прозвучал по " Радио Урала " в 2008 году, к 180-летию со дня рождения Толстого. Играли и пели в
радиоспектакле профессиональные артисты. У меня выпущены песенные альбомы. Есть еще один мюзикл. Готовлю новый альбом
" Мой любимый Урал ".


Валентина ЧЕРЕМИСИНА




     Издательство " DiaKon * ДиаКон" Инициатор проекта       Яремко А.Н.