Карта сайта " ФизикоТехник "
Воспоминания Выпускника ФизТеха УПИ
ЧУКАНОВА Виктора Николаевича


 Чуканов Виктор Николаевич  Полноэкранный просмотр фотографии


 Чуканов Виктор Николаевич  Полноэкранный просмотр фотографии


 Чуканов Виктор Николаевич  Полноэкранный просмотр фотографии


 Чуканов Виктор Николаевич  Полноэкранный просмотр фотографии




ВОСТОЧНО-УРАЛЬСКИЙ РАДИОАКТИВЕЫЙ  СЛЕД

    В числе приоритетных проблем, возникших при становлении атомной промышленности, актуальность которых сохраняется
и в настоящее время, оказалось обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Это в полной мере относится и к
объектам отрасли, расположенным в Уральском регионе. Персонал таких объектов, сформированный, в том числе, из
выпускников физтеха, сам подвергался наибольшему риску. Неоценима деятельность профессионалов, направленная на
снижение и предотвращение воздействия радиационного фактора на территорию региона. Сегодня можно со всей ответственностью
утверждать, что такое техногенное воздействие на имеющееся здесь население пренебрежимо мало по сравнению с природным и
повсеместно соответствует требованиям НРБ. Вместе с тем ситуация в этой сфере развивались далеко не безоблачно. Особые
сложности оказались обусловлены водной технологией радиохимического передела на ПО " Маяк ". Использованная изначально
технология была аналогична американской, но там сбросы шли практически в океан, а у нас - в Течу.

    В результате возникла острая проблема жидких радиоактивных отходов и связанной с ней гидрогеологической обстановки в
районе промплощадки предприятия. Отдаленные последствия этой проблемы сохраняются до сих пор, в том числе в виде
накопленных отдельными категориями населения доз облучения, превышающих 35 и 7 сЗв. Широко известны причины, вызвавшие
эти последствия, основные из них - технологические сбросы в реку Теча и аварийный взрыв емкости высокоактивных отходов
с образованием Восточно-Уральского радиоактивного следа ( ВУРСа ). Первоначальные меры, направленные на снижение
последствий этих чрезвычайных ситуаций, предусматривали уменьшение уровня воздействия. Они сопровождались частичным
отселением, ограничением жизнедеятельности на загрязненных территориях, структуризацией сельскохозяйственного производства.
Решения по этим мерам принимались на уровне центральной власти страны в условиях строгой секретности. Ответственность за их
исполнение возлагалась на местные органы областных уровней и ПО " Маяк ".

    К работе привлекались ведущие специалисты страны в области биофизики, радиационной медицины, мониторинга и ряда других.
На базе ПО " Маяк " была организована Опытная научно-исследовательская станция ( ОНИС ), которой длительное время руководил
выпускник кафедры физико-химических методов анализа Г.Н. Романов. Здесь разрабатывались рекомендации по структурированию
сельскохозяйственного производства, которые были реализованы на территории ВУРСа и позже использованы в зоне чернобыльской
аварии. Следует заметить, что не только радиационный фактор, но и ограничительные меры по жизнедеятельности на загрязненных
территориях при недостаточной социально-экономической поддержке со стороны государства оказались значимы в качестве
долгосрочных последствий чрезвычайных ситуаций
. Особенно это проявилось к началу 90-х годов на фоне общего кризиса в стране.

    В это время под флагами экологической защиты населения возникли движения, лидеры которых преследовали иные цели. Их
деструктивность проявилась, в частности, в вопросе подготовки строительства Южно-Уральской, а позже и блоков БН Белоярской
АЭС
. На таком фоне после совещания в апреле 1990 года у зампреда Совмина СССР Л.Д. Рябева вице-президент АН СССР Е.П. Велихов
подписал распоряжение об организации комиссии под руководством академика В.Н. Большакова по оценке экологической ситуации в
районе деятельности ПО " Маяк " Минатомэнергопрома. Минатом в этой комиссии, кроме вышеупомянутого Г.Н. Романова, представлял
зам.главного инженера ПО " Маяк " Е.Г. Дрожко и выпускник кафедры экспериментальной физики, зам. начальника 4-го главка С.В. Малышев.
Автору настоящей заметки довелось участвовать в этой комиссии, как и в последующих мероприятиях, связанных с обсуждаемой проблемой,
совместно с сотрудниками Научно-исследовательского центра экологической безопасности ( НИЦЭБ ) УрО АН СССР, директором которой являлся
выпускник кафедры молекулярной физики В.Н. Чуканов. Плодотворным оказалось взаимодействие и со специалистами Института экологии
растений и животных ( ИЭРиЖ ) УрО АН СССР А.В. Трапезниковым
и П.И. Юшковым. В число решений комиссии нами было предложено внести
положение о необходимости разработки Государственной программы реабилитации территорий региона по типу Чернобыльской, дополненной
мерами, направленными на обращение с РАО, накопленными на ПО " Маяк ". Предложение по РАО первоначально не нашло должной поддержки.

    Потребовалось обращение в Подкомитет по ядерной экологии и атомной энергетике Верховного Совета СССР последнего созыва
( председатель подкомиссии - А.Н. Пенягин ), чтобы положительно решить этот вопрос. По результатам слушаний в Подкомитете нам был
представлен статус его экспертов, что облегчило дальнейшую работу. Первый съезд народных депутатов СССР своим решением поддержал
разработку Государственной программы. В январе 1991 года последовало распоряжение Президента СССР об организации Правительственной
комиссии по оценке экологической ситуации в Челябинской области под председательством академика О.М. Нефедова. При комиссии была
создана рабочая группа ( руководитель - В.Н. Чуканов, заместители П.В. Волобуев, Л.Г. Стоббе - зам.председателя Челябинского
облисполкома ). В состав группы вошла та же команда выпускников физтеха и сотрудников ИЭРиЖ. Значительная роль в совместной работе
принадлежала администрации Челябинской области. В июле 1991 года комиссия Президента накануне отъезда М.С. Горбачева в Форос
одобрила рекомендации рабочей группы, в их числе :

    - проект Программы по оздоровлению экологической обстановки, обеспечению здоровья и социальной защиты населения
       Челябинской, Свердловской и Курганской областей на период до 1995 года включительно;
    - проект Указа Президента по названной Программе.

    Решение комиссии и разработанные документы были адресованы Президенту СССР М.С. Горбачеву и Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину.
Академия наук приняла к рассмотрению вопрос об организации на базе НИЦЭБа Института промышленной экологии, который укомплектовался
в основном выпускниками физтеха. Одновременно было принято решение об организации на базе ФИБ-4 ( г. Челябинск ) Уральского
научно-практического центра радиационной медицины ( УНПЦ РМ )
. Гособразованию СССР предлагалось обеспечить подготовку в Уральском
регионе
экологических кадров. В соответствии с этой рекомендацией на кафедре молекулярной физики около 10 лет в рамках второй
специальности инженеров-технологов осуществлялся выпуск экологов и радиоэкологов для предприятий Минатома Уральского региона.

    В сентябре 1991 года последовало распоряжение Президента Российской Федерации " О мерах по ликвидации последствий радиоактивного
загрязнения в результате деятельности ПО " Маяк "
и соответствующее Постановление Совета Министров - Правительства РФ о финансировании
работ, начиная с 1992 года. В марте 1992 года в ГоскомЧернобыле России прошло организационное совещание, рассмотревшее схему
управления Программой и реализации средств на ее исполнение. От региона, помимо упомянутых выше разработчиков, присутствовали
представители администраций областей, в том числе внесших значимый вклад в её реализацию : от Челябинской области - зам. главы
администрации В.А. Ячменев, от Свердловской - помощник председателя Правительства Г.Н. Васильев. В исходных документах в качестве
Государственных заказчиков, а следовательно, и распорядителей средств, предлагались Администрации областей и Минатом в лице ПО " Маяк ".

    Создавалась система координационных и научно-технических советов, наделенных рекомендательными и контрольными функциями. В
Свердловской области работа проходила под руководством заместителя председателя Правительства А.Б. Блохина. К научному обеспечению
программы были привлечены ведущие специалисты региона и сторонних исследовательских центров страны. В начальный период, вплоть
до 1995 года включительно, ИПЭ УрО РАН являлся головной организацией по этому направлению работ. В институте было создано
специализированное подразделение, которое в качестве зам. директора по науке курировал автор настоящей заметки. Позже организацией
НИР в ИПЭ по тематике Программ занимались выпускники физтеха С.А. Скопинов и ставший зам. директора Б.А. Коробицын. В числе
исследований, которыми мне непосредственно пришлось заниматься в качестве руководителя, была тема " Оценка ущерба, нанесенного
региону в результате чрезвычайных радиационных ситуаций ". Предметные и финансовые параметры этой оценки представлялись базовыми
для планирования реабилитационных мер. Решающая роль в результативности этой работы принадлежала выпускнику кафедры молекулярной
физики
первого года выпуска Н.А. Штинову. Известна высокая затратность Чернобыльской программы. При её формировании подобных
оценок не проводилось.

    К середине 1992 года возникла угроза если не отказа от Программы, то по крайней мере её пересмотра, в том числе организационного.
Госкомприрода РФ инициировала её экспертизу, которая по сути была направлена на переадресацию средств из региона в центр. В
качестве мишени рассматривалась Концепция Программы. Набор программных документов, представленных группой разработчиков, включал
обосновывающие материалы, паспорт Программы, её концепцию, календарный и бизнес-планы реабилитационных мероприятий по направлениям
работ, тематические планы научного обеспечения и международного сотрудничества, положение о системе управления.

    Потребовались совместные усилия сложившейся региональной команды при поддержке ГоскомЧернобыля, чтобы сохранить статус-кво.
Вскоре после совещания Председателем Уральского регионального управления ГоскомЧернобыля при поддержке областей на конкурсной
основе был назначен В.В. Пантелеев. В Свердловской области работа по проблеме была поручена опытному администратору, работавшему
ранее начальником областного Управления ФСБ, Э.П. Войцицкому.

    В январе 1993 года последовало решение Президиума СМ РФ об утверждении Государственной программы на период до 1995 года. В июле
1993 года
последовало аналогичное постановление Верховного Совета. Однако события, имевшие место в стране в 1993 году, повторно
повлияли на дальнейшее продвижение Уральской Госпрограммы. Несмотря на высокий уровень её поддержки, плановое финансирование
предусмотренных её реабилитационных мер законодательно не предусматривалось. Потребовались многократные контакты в Государственной
Думе
, в результате которых были организованы слушания в рамках нескольких её комитетов. Здесь последовала завершающая дискуссия с
нашими оппонентами, в результате которой мы предложили не только наконец-то утвердить Программу на период до 1995 года, но
пролонгировать её на 1996 - 2000 годы. Это предложение поддержал курировавший работы на ПО " Маяк академик Н.П. Лаверов. Свой
вклад в решение проблем региона внесли академики В.Н. Большаков, О.М. Нефедов, Г.А. Месяц.

    Система мер, предусмотренных Госпрограммой, не персонифицировалась, она опосредованно через жилищное строительство, медицинское
обслуживание и другие социально значимые формы поддержки адресовалась населению. С учетом организационного периода Первая Программа
оказалась профинансированной меньше чем на 10%. Вторая была запланирована на уровне исполнения первой и освоена на ~30%. Третья ( на
период 2000-2010 г.г. ) сведена в единый Федеральный пакет совместно с Чернобыльской и Алтайской и практически завершена. Тем не менее,
трудно переоценить вклад этих программ в поддержку качества жизни населения на территориях, подвергшихся радиационному воздействию.
Достаточно только назвать основные направления реабилитационных работ, для их реализации привлекались высококвалифицированные
специалисты. В их числе по Свердловской области : И.М Донник - животноводство, А.В. Заболотский - санэпиднадзор, М.А. Изюмов -
радиационный мониторинг, В.А. Тарасов, В.И. Шилко - охрана здоровья, А.А. Успин - гидрометеослужба, В.П. Фирсова - полеводство,
Н.В. Чемерис - обращение с РАО, Т.Н. Черепанова - управление Программой, Р.И. Ченёнова - оценка уровней и качества жизни , а также
многие и многие другие.

    Восточно-Уральский радиоактивный след удивительно " удачно " прошелся по региону. Он не зацепил ни одного крупного населенного
пункта в Челябинской области, и лишь на излете ось следа прошла через г. Камышлов Свердловской области, не вызвав значительного
загрязнения. Наиболее проблематичной оказалась оценка радиационной ситуации в г. Каменске-Уральском, в Синарском районе. Эта оценка
стала предметом наших разногласий с руководством ПО " Маяк ".

    Квалификация плотностей загрязнения являлась исходной при обосновании компенсационных мер населению. Для их определения требовалось
провести картирование территорий на содержание дозообразующих радионуклидов, разработать Методику расчета накопленных доз, на этой
основе выявить когорты облученного населения и разработать соответствующий законодательный акт. Автору настоящей заметки довелось
участвовать в комплексе этих работ по поручению администрации Свердловской области. В последние годы руководство областной Программой
осуществлял зам. министра экономики В.Ф. Носов. В августе 1994 года в Институте глобального климата и экологии ( ИГКЭ ) Росгидромета РФ
началась подготовка Государственного картирования радиоактивного загрязнения территорий Уральского региона. Были подвергнуты анализу
данные прошлых лет, в том числе результаты отбора проб на Sr-90, проведенного ИПЭ УрО РАН в г. Каменске-Уральском. Картирование
проводилось высококвалифицированными специалистами ИГКЭ Е.М. Артемьевым и В.Н. Василенко, которые прошли по всей территории ВУРСа
и поймы р. Течи ; от Уралгидромета в этой работе участвовал А.М. Кямкин.

    В 1997 году карты были составлены, однако потребовалось четыре года, чтобы Межведомственная комиссия по мониторингу в декабре 2001
года
утвердила их ретроспективный вариант. При этом единственной причиной различия содержания радионуклидов в почве в 1997 и в
1957 г.г. был назван радиоактивный распад.

    В Свердловской области относительно наибольшему загрязнению подверглись территории Каменского района.
Бывший в начальный период действия Госпрограммы руководителем районной администрации будущий Министр сельского хозяйства области
С.М. Чемезов осуществил там систему эффективных социально-экономических мер реабилитации. В 1995 году УНПЦ РМ ( директор - А.В. Аклеев )
разработал, а Санэпиднадзор РФ утвердил Методические указания по расчету накопленных доз населением Уральского региона. Тогда же под
руководством зам. Губернатора Челябинской области Г.И. Подтесова была сформирована региональная рабочая группа по разработке проекта
Федерального закона " О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году
на ПО " Маяк " и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча "
.

    После завершения Государственного картирования региона по представлению руководства МЧС РФ, заменившего ГоскомЧернобыль, были
установлены когорты облученного населения на территории ВУРСа. Расчет накопленных доз по Челябинской области провела Э.М. Кравцова -
зам. главного санитарного врача области, по Свердловской - М.В. Жуковский, выпускник кафедры экспериментальной физики, в настоящее
время - директор ИПЭ УрО РАН. Одновременно в 2005 году региональная группа приступила к новой редакции Закона>, предусматривающей
соответствующие поправки. Этот Закон передан в Государственную Думу. На сегодняшний день ни результаты расчета накопленных доз, ни
обновленная редакция Закона на Федеральном уровне не рассмотрены
.

    Территория ВУРСа остается единственной в нашей стране, на которой жители, получившие техногенную дозу свыше 7 сЗв, не имеют права
на компенсацию
. Впрочем, через 50 лет после аварии таких уже осталось не так много. Подводя итог в целом, можно отметить, что
рассмотренная ситуация в миниатюре соответствует сложному периоду, пережитому нашей страной. В настоящей заметке отмечены лишь
ключевые события и далеко не полный перечень участников, причастных к преодолению последствий чрезвычайных радиационных ситуаций,
начиная с 1990 года. Многим выпускникам физтеха УПИ довелось на различных уровнях участвовать в той непростой работе.




     Издательство " DiaKon * ДиаКон" Инициатор проекта       Яремко А.Н.