Карта сайта " ФизикоТехник "
Воспоминания Выпускника ФизТеха УПИ
БЕКЕТОВА Аскольда Рафаиловича


 Бекетов Аскольд Рафаилович  Полноэкранный просмотр фотографии


 Бекетов Аскольд Рафаилович  Полноэкранный просмотр фотографии



РОЖДЕНИЕ ФИЗТЕХА

    Очень трудные послевоенные годы заставляли всех без исключения жить скромно, надеясь своим трудом как-то улучшить положение Великой Державы, облегчить тяжкое бремя расходов на восстановление народного хозяйства и... на гонку вооружений в о все обостряющейся холодной войне. После беспримерной Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, противостояние угрозам США снова требовало огромных усилий нашего многострадального народа. Естественно, что диктат США мог быть отвергнут только созданием собственного ядерного оружия и средств его доставки. Ни на чью-то помощь, или даже искреннюю моральную поддержку, рассчитывать не приходилось.
    В создавшейся ситуации стало актуальнейшей необходимостью создание мощной атомной промышленности. Возникла важнейшая государственная задача - обеспечить новую отрасль специалистами. Решение этой задачи было поручено вновь создаваемым: Московскому инженерно-физическому институту (в 1948) и факультетам в Московском химико-технологическом, Ленинградском технологическом, Томском политехническом и Уральском политехническом институтах. Задачей их стало, несмотря ни на что, наладить обучение по специальностям, которых до этого ни в каких ВУЗах и ни в каких учебных планах не было. К тому же результаты нужны были в самые сжатые сроки.
    В этой сложной обстановке были приняты крупные Постановления Партии и Правительства, обязывающие к немедленным и беспрекословным действиям. 28 мая 1949 г. директором УПИ им. С.М. Кирова Аркадием Семеновичем Качко, после короткой целеустремленной подготовительной работы, был отдан приказ об открытии инженерного физико-химического факультета (осенью того же года он был переименован в физико-технический).
    Жаркой погодой заканчивалась весна и наступало знойное лето. Время шло к традиционному окончанию учебного года. Однако руководителям создаваемого физтеха декану Евгению Ивановичу Крылову, его заместителю Марии Григорьевне Владимировой, а также секретарю Евдокии Савельевне Якушевой было не до отпусков. Им предстояла, казалось бы, немыслимая работа по формированию первых кафедр, подготовке учебно-лабораторной базы, комплектованию контингента студентов 2-5 курсов и проведению конкурсного отбора абитуриентов для приема на первый курс. Во всех звеньях этой работы ставились очень жесткие условия - не разглашать направления и цели подготовки инженеров-технологов и инженеров-физиков, связей с ведомствами, их предприятиями, институтами, проектными и строительными организациями. Эти сведения относились к важнейшим секретам - Государственным тайнам. Естественно, что и у студентов отбираемых с металлургического, энергетического и химико-технологического факультетов, появилось обостренное чувство ответственности. Особенно острым оно было у тех, которые безотлагательно приступили к занятиям еще в мае. Это касалось двух первых групп Ф-501 и Ф-502, принадлежащих кафедрам № 43 и № 41 (старосты Ю.С.Лешуков и М.И.Антонов). Для них, вместо сессии, как бы начинался новый девятый семестр с неожиданным набором дисциплин. Они начали изучать: дополнительные главы атомной физики, органической химии, прикладную электрохимию, процессы и аппараты химической промышленности. Занятия вели самые опытные профессора и доценты: К.Н.Шабалин, А.И.Левин, Б.Н.Лундин, А.С.Виглин, С.Ф.Крылов, А.В.Помосов и др.
    Удачным было закрепление двух постоянных аудиторий, позаимствованных на долгое время у кафедры физики. Окна их выходили на северо-восток и к тому же прикрывались корпусом "перемычки". Это спасало от невыносимой летней жары студентов, усердно занимавшихся в них по 10-12 обязательных часов (3-4 пары, плюс 4 часа самоподготовки) за плотно закрываемой железной дверью. Если к этому дополнить, что очень близко обосновался деканат (на втором этаже, где сейчас управление кадров) и рядом готовились лекционные аудитории, то можно представить эмбрион рождавшегося факультета. Все оставшееся лето шла интенсивная работа по отбору контингента студентов и подготовке лабораторной базы формирующихся кафедр.
    Но, как говорится, "лиха беда - начало"! Трудно даже представить, каких усилий, какой оперативности и, самое главное, - какой ответственности требовала работа первоначального периода становления факультета. До сих пор приходится удивляться тому, как только складывающиеся коллективы деканата, кафедр, лабораторий, успешно, в самые сжатые сроки справились с этими необычайно сложными задачами. Разумеется, что формированию факультета было оказано исключительное внимание со стороны Первого главного управления СМ СССР (предшественника Министерства среднего машиностроения) и Министерства высшего образования СССР. В последнем был специально создан Второй отдел для курирования создаваемых физико-технических факультетов. Начальником этого отдела был профессор Михаил Никитич Волков - человек во всех тонкостях понимающий вузовскую жизнь и перспективы подопечных факультетов. Он хорошо знал, что требуется, поэтому все делал уверенно и, что очень важно, - спокойно; к молодежи относился просто по-отечески. Физтех должен всегда хранить благодарную память о М.Н. Волкове, о директоре института А.С. Качко, о первом декане Е.И. Крылове и о первом зам.декана М.Г. Владимировой, за то, что они сделали в 1949-1950 г.г. Это, в первую очередь, их самоотверженным трудом 1 сентября 1949 г. стало началом занятий для студентов пяти добротно укомплектованных курсов трех специальностей: № 23, 41 и 43 и обозначились возможности развития факультета, кафедр, научных направлений..

    БУДУЩЕЕ НЕ ЗА ГОРАМИ

    Известна вечная проблема, как научить специалиста разбираться в общих законах природы и одновременно понимать конкретные вопросы науки и техники. Такая постановка вопроса в образовании не является праздной, так как многие руководители современных производств постоянно говорят о том, что им необходимы специалисты с широким кругозором и знаниями современных методов решения инженерно-технических проблем. Физико-техническая высшая школа решает эту непростую задачу. Уже более пяти десятилетий углубленное естественнонаучное образование в сочетании с современной инженерной подготовкой на старших курсах позволяет, как нам кажется, подготовить в стенах УГТУ-УПИ специалиста, который в состоянии выполнить задачи линейного инженера и быть способным развивать наукоемкое производство, каким является атомная промышленность. Сегодня, в период перемен, невольно задаешь вопрос, есть ли необходимость уходить от выбранного и апробированного годами способа подготовки специалиста. Усилить ли общенаучное образование или сделать крен в узкопрофильную техническую подготовку, тем более, что производство становится все более сложным, насыщенным новыми технологическими приемами и оборудованием. Решение неоднозначно. Сегодня видно, что идет укрупнение специальностей, все в большей степени увеличивается число неузкопрофильных специальностей, направленных на подготовку специалиста по определенной научно-технической проблеме, с более широким профилем подготовки, основанных на изучении упорядоченных систем разрозненных научных знаний. В этом отношении физико-технический факультет всегда отличался тем, что открывались специальности имеющие широкий профиль подготовки, что и позволило сохранить существующую школу инженерного образования на Урале. Всегда обращается самое серьезное внимание на формирование у выпускника определенных мировоззренческих позиций. Учитывается, что приобретение знаний всегда сопровождается процессами дифференциации и интеграции. Нет сомнений, что широкий профиль подготовки готовит специалиста к самому сложному, к синтезу знаний, к иному более высокому творчеству, умению подняться над массой конкретных данных, требует напряженной работы мысли и интеллекта. Сам факт интеграции науки и образования достаточно закономерен, так как любой научный проект имеет образовательную составляющую. И наоборот, любой образовательный процесс содержит элементы научного познания. Немаловажно, что активные научные исследования предусматривают связи с предприятиями, НИИ, а значит и с выпускниками. Последнее особенно важно для определения правильных ориентиров в образовании, в подготовке современных специалистов. Вторым важным отличием является интеграция науки и образования, как основа для подготовки не только профессионала, но и нравственного человека. Сегодня социально-экономическое и социально-политическое звучание науки в обществе сильно изменилось. Научное общество оказалось как бы в подвешенном состоянии, брошенном на произвол. Налицо в определенном смысле социальная катастрофа, связанная с невостребованностью науки со стороны общества. Однако взамен ученый получает духовную свободу, до минимума сводя влияние общества. Сегодня требуются совершенно новые подходы, свойственные сугубо рыночным отношениям: привлечение спонсоров, тесные взаимодействия с предприятиями и научно-исследовательскими лабораториями, наконец, использование в большей степени моделирования. Востребованы будут только новые знания, позволяющие усовершенствовать производство, открыть новое в сложной картине природы и общества. Это не только стимулирует постоянный поиск, но и способствует развитию личности, делает ее более независимой, предоставляя все большие возможности для разнообразия во мнениях и интересах, в подходящих для решения тех или иных проблем. Сегодня особенно важна система воспитания человека, позволяющая не только насытить его знаниями, развить талант, но и привить определенные нравственные начала. История знает немало примеров, когда высокий профессионализм использовался во вред человечеству. Физтеховские традиции служат преодолению тех недостатков в современной системе образования, которые во многом характерны для нашего времени, когда на второй, а в ряде случаев и намного дальше, отходит формирование сознания человека, как обиталище его совести, нравственности, веры, любви, надежды. Расширение сферы сознания - вот наиболее ценное свойство образования. На определенном уровне развития сознание граничит с истинным творчеством, позволяет интуитивно соединять в едино разрозненные фрагменты мироздания, не разделяя дифференциацию и интеграцию в познании мира, хотя последнее подвластно только истинно талантливым людям. Поэтому физтех и пользуется все большей востребованностью, так как не стремиться отражать любые ежеминутные изменения в обществе, а наоборот сохраняет стратегию, когда уровень образования определяет потребность общества.
Несколько слов о ядерном образовании, как самобытной, имеющей ярко выраженные особенности, системе подготовки специалистов. Эти отличия связаны с особенностями ядерных технологий :
    - наукоемкость ядерных знаний, технологий, образования;
    - прямая связь с вооружениями и национальной безопасностью;
    - требования высокой технологической культуры (культура безопасности);
    - принцип " критической массы знаний " или " барьерность знаний " (нельзя быть " чуть-чуть образованным " в ядерной области);
    - глубокое воздействие на общественное мнение и средства массовой информации.
Многое будет определяться положением в отрасли, которая находится в состоянии реформации. Итоги этих преобразований неясны, но
подготовка специалистов для атомной энергетики предприятий ядерно-топливного цикла по-прежнему остается актуальной задачей.

    РАЗВИТИЕ ФИЗТЕХА И ЕГО  ТРАДИЦИЙ
    Высокое качество набранного контингента студентов сразу подтвердилось несравненным уровнем учебной дисциплины и отличными результатами сессий. Который раз подтвердилась истина, гениально высказанная около 500 лет тому назад: "...нет стремления более естественного, чем стремление к знаниям" (Мишель Монтень). Стоит только добавить, что студенты охотно овладевали знаниями, очень нужными для того, чтобы стать наиболее полезными специалистами; они сразу поняли, как нуждается в них Родина. После окончания института наши, в большинстве своем очень скромные молодые люди, быстро становились видными в своих подотраслях инженерами, разработчиками новой техники, научными работниками... Многие из них выросли, став руководителями крупных масштабов. Присмотритесь внимательно к списку выпускников физтеха! Вы найдете в нем фамилии тех, кто сделал блестящую карьеру (в самом лучшем понимании этого слова). Ими всегда гордился и будет гордиться Физтех! С другой стороны, физтеховцы всех поколений низко склоняют головы в память о безвременно ушедших из жизни товарищей, которые смело, презирая самые серьезные опасности, выполнили свой долг до конца. Вечная им память! Первые годы развития факультета дали начало многим, очень важным для всех последующих 55 лет, традициям. Прежде всего - физтеховского братства и взаимной поддержки.
    Весьма поучительна история обеспечения самого физико-технического факультета высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. Она знаменательна тем, что, заимствуя в начале самых квалифицированных профессоров и доцентов других факультетов УПИ, УрГУ, УФАНа СССР был взят курс на воспитание своих специалистов. Этот курс можно кратко выразить афоризмом, которому около 2000 лет: "Уча, других, мы учимся сами" (Луций Анней Сенека). Реализация именно этого принципа подняла кафедры факультета на высокий уровень и дала возможность с лихвой возвратить все кадровые "долги" - химико-технологическому, металлургическому факультетам УПИ, всем вузам, академическим и отраслевым институтам города.
    Все "кредиторы", инвестировавшие в физтех опыт своих маститых ученых, их эрудицию и доброжелательность, получили молодых, полных энергии и богатых творческих замыслов, талантливых и трудолюбивых воспитанников. Наполняя научные учреждения и ВУЗы, они оказались способными поднять их научный уровень, стать достойными преемниками своих Учителей и предшественников. Примерами этого рода пересыщена история развития всех кафедр физтеха, их связей с научными учреждениями и ВУЗами не только нашего города. Долгое время развитие кафедр, их научно-исследовательских работ, создание научных направлений и школ сильно сдерживалось отсутствием остро необходимых помещений и их оснащения. Скромные лаборатории ютились во временно "арендованных" помещениях химфака, цветметфака и энергофака, т.е. в третьем, четвертом и главном учебных корпусах.
    В 1953 г. подрядчик - строительно-монтажное управление, подчиненное Минсредмашу, сдал в эксплуатацию новое общежитие - 10 студенческий корпус, больницу и жилые дома для института. Но темпы строительства специального корпуса для факультета в 1953-1954 г.г. резко замедлились. Магическое действие первоначального Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР постепенно выдыхалось.
И все же! В апреле 1956 г. физтех обрел свой 5-й учебный корпус. Кафедры радостно въезжали в новые, пусть и не совсем достроенные (с обширными списками недоделок), казавшиеся в то время очень просторными помещения. Начался новый период жизни факультета - период интенсивного освоения нового здания, его центральной и Г-образной части. Т-образная часть, строительство которой было начато значительно позже основного здания, продолжала с большими затруднениями строиться и оснащаться ускорителями.




     Издательство " DiaKon * ДиаКон" Инициатор проекта       Яремко А.Н.