Карта сайта " ФизикоТехник "
Воспоминания Выпускника ФизТеха УПИ
АНИКИНОЙ Ольги Александровны


 Аникина Ольга Александровна  Полноэкранный просмотр фотографии


АНИКИНА ( КАЙГОРОДОВА ) Ольга Александровна  
Узбекистан, город Ташкент
   выпускница 1971 года, актриса " Поэтического театра " ФизТеха

ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

    Сейчас наверно невозможно определить, кто первый обозначил эту нарицательную парочку - физики и лирики. Но можно с уверенностью сказать, каким образом и почему она возникла. Дело, безусловно, в том, что в душе каждого, кто избрал своей профессиональной деятельностью изучение и освоение свойств материи, поселилось в той или иной мере творческое начало, которое безудержно рвалось наружу не только в студенческих лабораториях. Это начало находило свою реализацию в стихах, прозе, музыке и конечно в искусстве слова. Студенческая художественная самодеятельность в наше время цвела пышным букетом всевозможных талантов. Так хотелось признания и славы - и немедленно. Был создан факультетский оркестр " УПИ-67 ", организатором, руководителем и вдохновителем которого был студент Анатолий Зацепин. Оркестр представлял собой " козырную карту " на смотрах межфакультетской художественной самодеятельности, был обласкан факультетским начальством и восхищенными взглядами студенток соседних факультетов, особенно тех, где женская половина человечества преобладала над мужской половиной. И как не вспомнить о знаменитом мужском физтеховском хоре. Это была еще одна " козырная карта " в борьбе за призовое место. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что энтузиазмом хорового пения были охвачены далеко не все участники. Часть хористов занималась данным видом творчества под некоторым нажимом со стороны деканата и контролем факультетского бюро комсомола. Тем не менее, результат всегда был превосходный. В своем большинстве в хоре пели студенты начальных курсов. Те же, кто посещал репетиции хора по зову сердца и ходил на них как на праздник, совершенствовали свое мастерство на протяжении всех лет студенчества. Кое-кто, например, Генрих Егизарьян и Володя Свендровский, так увлеклись, что после окончания физтеха закончили Уральскую консерваторию и стали солистами оперных театров. Что и говорить, возможностей проявить себя было предостаточно, в том числе и для тех, кто чувствовал в себе талант актера.
    Студенческие самодеятельные театральные коллективы были практически в каждом институте и чаще всего назывались СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр). Существовал аналогичный театр и в Уральском политехническом институте под руководством Г.Э. Кочержинского. Коллектив в нем сформировался, имелась своя элита, исполняющая главные роли. Поразмыслив, физтехи решили, что "идти со своим уставом в чужой монастырь" дело бесполезное, и решили создать свой, факультетский театр. Тем более такой вариант тешил тщеславие, на других факультетах нет, а у нас будет. Передо мной на столе лежит старая пожелтевшая афиша, точно такая же, какие расклеивались на афишных тумбах профессиональных театров. Изготовлена она в типографии Уральского политехнического института. Я сохранила ее как память об очень важном и дорогом для меня отрезке жизни. Сверху крупными буквами " 50 лет ВЛКСМ ". Ниже - " Уральский ордена Трудового Красного знамени политехнический институт имени С.М. Кирова. Студенческий поэтический театр (физико-технический факультет)". Автор З. Паперный. И крупными буквами название спектакля " Человек, похожий на самого себя. Михаил Светлов ". Режиссер Борис Преображенский, художник Игорь Дистергефт. Музыкальное оформление Юрия Демидова.
   
Портрет
Ольга Кайгородова , выпускница
А ниже в алфавитном порядке участники спектакля:
Александр Бабушкин,
Виктор Башарин,
Зоя Воликова,
Анатолий Зимин,
Ольга Кайгородова,
Александр Кривопишин,
Анатолий Крупецкий,
Надежда Кубасова,
Светлана Мартьянова,
Вера Нухович,
Тамара Полупанова,
Валерий Прохоров,
Леонид Риккер,
Геннадий Романцев,
Владимир Старцев,
Валерий Третьяков,
Альберт Фелер.

    Против каждой фамилии ребята оставили на моей афише свой автограф. Фамилия и имя Анатолий Крупецкий обведены в рамочку. Мои ташкентские друзья обязательно спрашивают, когда я им рассказываю о нашем театре и показываю афишу: " Он что, умер? " Я улыбаюсь. Толик ушел с факультета и покинул наш театр. В свое время такой символикой мы выразили наше глубочайшее сожаление по данному факту. Я смотрю на афишу и думаю: " Где-то вы сейчас, мои дорогие. Как сложились ваши судьбы, какими вы стали, как изменились. Так хочется встретиться и вернуться на короткое время в свою юность нашими воспоминаниями ". И память уносит в 1967 год, теперь такой уже неправдоподобно далекий, когда одним из вечеров в аудитории Ф-401 собралась небольшая группа энтузиастов, желающих самореализоваться и прославить себя на театральных подмостках. Вера Нухович предложила поставить очень модную на тот период пьесу Э. Радзинского " 104 страницы про любовь ". Главную роль - стюардессы Наташи - Вера, безусловно, оставила за собой. Это обсуждению не подлежало, остальные роли распределились с учетом общего мнения собравшихся. Это было началом, но не рождением театрального коллектива на факультете. Спектакль не состоялся. Не нашли " изюминку ", не было того стержня, вокруг которого мог быть создан оригинальный, неповторимый, своеобразный, задорный коллектив. К тому же на горизонте появилась очень важная дата - 50 лет со дня свершения Октябрьской революции. Безусловно, сюжет спектакля должен был отразить столь знаменательную дату.
    Дату рождение коллектива можно связать с приглашением в качестве руководителя Бориса Преображенского - режиссера Свердловского театра юного зрителя. С ним связан первый спектакль по поэме А. Блока " Двенадцать ". Почему А. Блок, и почему " Двенадцать "? История эта непростая. С одной стороны, поэма связана с эпохой Октября, по поводу которой в 60 годы ушедшего столетия не возникало больных и жгучих вопросов - в каком направлении шло развитие России. В умах подавляющего большинства населения СССР с этой точки отсчета на Земле началось построение социально-справедливого и процветающего общества. Мало кто задавал себе вопрос: " Что это было - благо или зло? " Потому что с детсадовского возраста мы знали один ответ - благо. Но я думаю, что и сегодня еще не дан исчерпывающий ответ на этот вопрос. Итак, тема сама по себе была актуальной на тот период. Но каким словом отражена эта тема, и какое передает мироощущение? Ведь творчество А. Блока построено на фундаменте традиций классической поэзии в их самой укорененной форме:

"Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой.
Передзакатное селенье,
И сумрак мутно-голубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы"


    А революция - это бунт, взрыв, грохот, насилие, кровь, разрушение. Эти революционные ритмы мы хорошо ощущаем в стихах певца революции В. Маяковского. Этот темп в произведениях, описывающих передел мира, присутствует повсеместно. И как все это поместить в рамки классической поэзии. Поэма " Двенадцать " написана символическими приемами. Там, где символика, есть возможность трактовать текст разным людям по-своему, чаще всего так, как хочется. Честно говоря, в тот период " развитого атеизма " я не понимала, что речь идет о двенадцати апостолах, одетых в революционную форму. Я думаю, что в этом я не была одинока.

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни...
В зубах - цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз.
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста.


    Мне казалось, что поэма написана в стиле авангардизма и этим объяснялось все, что было мне непонятно, в том числе про Иисуса Христа.

Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди Иисус Христос.


    Сейчас я понимаю, что, пытаясь принять революцию, понять ее, Блок искал некоторую историческую аналогию и обратился к библейским образам и мотивам, перенеся их в новую историческую эпоху. Поэтому, вряд ли мы в нашем спектакле отразили ту философскую мысль, которую заложил в свою поэму автор, но мы с удовольствием читали со сцены его стихи из " Двенадцати ", потому что они были прекрасны и таили в себе загадочность и недосказанность. Благодаря талантливой режиссуре Бориса Преображенского, это было не просто чтением стихов, это был спектакль, облаченный в рамки действия, образов, музыки, световых эффектов и т. д. На нас были темные костюмы, а на груди алый бант. Спектакль был принят на " ура! ". Он отличался от привычных <капустников> и уж очень прямолинейных идеологических " заказов ". О коллективе узнали, нас признали, к нам потянулись студенты.
    Рождение состоялось.
    Родился не просто студенческий театр или театр эстрадных миниатюр - родился ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
.

    Участница спектакля " Человек, похожий сам на себя " Т.И. Полупанова :
Окрыленные первой удачей, мы стали мечтать о славе, на меньшее уже не соглашались. Она пришла с постановкой спектакля по пьесе Зиновия Паперного " Человек, похожий на самого себя ". Канвой спектакля служили воспоминания известных поэтов, таких как Ольга Бертгольц, Марина Цветаева, Ярослав Смеляков, Борис Слуцкий о судьбе и стихах Михаила Светлова, человека незаурядного, с высочайшим интеллектом, с удивительным чувством юмора, умеющего остро и порой язвительно реагировать на различные жизненные ситуации, и в то же время быть необычайно мягким и лиричным в своих стихах. Спектакль раскрывал зрителям не только творческую сторону жизни поэта, он отражал всю многогранность этой личности. В воспоминаниях звучало, как сидя в окопах под жесточайшей бомбежкой немецких самолетов, он мог сохранять чувство юмора: " И как они с такой высоты видят, что я еврей? " В последние годы жизни, зная, что неизлечимо болен, держа в руках бутылку " Боржоми ", замечал: " Скоро и я буду как эта бутылка ". На недоуменный вопрос ответил: " Ну, вот же написано, хранить в прохладном месте в лежачем положении ". Нашей задачей, как актеров, было не просто пересказать воспоминания о нем, а передать через эти воспоминания личностный образ поэта. Его переживания и размышления, выстроить из отдельных эпизодов целостную картину его жизни, обозначить причинно-следственные связи не простой судьбы.
    Пьеса была необычна, оригинальна, а главное позволяла вплести в канву текста музыкальные номера, песни, написанные нашими ребятами на изумительные стихи поэта. Спектакль объединил творческие личности различных направлений: актеров, музыкантов, композиторов, художников. Каждый из них с огромной любовью и вдохновением отшлифовывал свою часть, и рождался прекрасный гимн любви и разуму.
    О, как пели Саша Бабушкин и Гена Романцев:

"Чтоб ты не страдала
От пыли дорожной,
Чтоб ветер твой след не закрыл.
Любимую на руки
Взяв осторожно,
На облако я усадил".


    И зал отвечал им гулом восторга и восхищения. Они были такие красивые и такие значительные, стоя на переднем плане сцены, чуть сбоку, с гитарой в руках, и их чистые и прекрасные голоса передавали слушателям необыкновенную нежность и вечность стихов Михаила Светлова. Песни сменялись рассказами от лица известных поэтов и писателей о различных эпизодах из жизни поэта, звучали его стихи, отрывки из его пьес, и снова песни. Музыку к спектаклю написал наш студент Юра Демидов, и она очень гармонично сплелась с текстом, усилив эмоциональную окраску спектакля.
    Премьера удалась, и мы были очень счастливы. Мы стали не просто известными, но и попали в " фавор " факультетского начальства. Естественно, кое- кто тут же использовал этот факт в своих корыстных интересах, - зачем упускать момент, дарованный судьбой. На стол заместителя декана Германа Петровича Николаева легли заявления с просьбой дать разрешение на свободное посещение занятий. Шла ссылка на творческую загруженность. Мы знали, что отказать будет трудно, и, конечно, получили разрешение. Но с коварной оговоркой: " при условии сдачи сессии не ниже хор ".
    Известность и популярность росли с каждым днем. Нас пригласили на передачу областного телевидения, где мы без лишней скромности описали историю рождения поэтического театра на факультете и показали наиболее эффектные сцены из нашего спектакля. Итак, слава распространилась за пределы института до границ области, но, как говорится, "аппетит приходит во время еды ". Хотелось большего. Наши взгляды устремились на соседнюю Челябинскую область. На тот период студенческий театр эстрадных миниатюр Челябинского политехнического института " Манекен " был широко известен в Союзе среди студенческих театральных коллективов и по праву являлся лидером, имея богатую историю и неоднократное звание лауреата различных конкурсов и фестивалей. И мы решили, что следующей ступенью восхождения к славе будет представление нашего коллектива и спектакля в стенах Челябинского политехнического института. Мы не мелочились, решив померяться силами сразу с чемпионом. Вопрос финансирования поездки в Челябинск возлагался на бюро комсомола факультета и зависел от его решения. Я думаю, наша речь о необходимости данного проекта, которая была произнесена перед членами бюро, не уступала знаменитому повествованию Остапа Бендера о " Нью Васюках ", и вопрос был решен положительно. Захватив с собой значительное количество афиш, подбадриваемые единомышленниками, возлагавшими на наш вояж большие надежды, связанные с распространением любви и славы далеко за пределами родной области, я, Саша Кривопишин и Витя Башарин поднялись на борт авиалайнера, державшего курс на Челябинск.
    Встретили нас дружелюбно. Теплота приема особенно чувствовалась на фоне декабрьских морозов. Интерес был вызван тем, что статус театра был не институтский, а факультетский. Такая практика была неизвестна, а все новое и неизвестное, безусловно, приковывает внимание и усиливает интерес. В комитете комсомола Челябинского политехнического института мы оговорили день показа спектакля " Человек, похожий на самого себя ", который должен был состояться в большом актовом зале института, вручили афиши, получив заверение, что они будут расклеены не только в фойе института, но и на всех факультетах. Организационные вопросы, в том числе изготовление пригласительных билетов, подготовку сцены, обеспечение гостиницы, хозяева взяли на себя, что было очень любезно с их стороны. Мы поставили себе оценку " отлично " за проведенные переговоры и поспешили в обратный путь, чтобы обрадовать не только коллектив, но и наших спонсоров, также весьма заинтересованных в положительных результатах первого десанта. Вот он - выход в большой свет. Наш наивный и добродушный эгоизм рисовал в воображении только успех. Мы готовились к этому выступлению как Наташа Ростова к своему первому балу. Весь спектакль заново критически рассмотрели, сцена за сценой, где-то изменили темп, где-то поменяли мизансцены, где-то добавили музыки. Все чаще и чаще на наших репетициях стали появляться в качестве помощников и советчиков ребята из бюро комсомола во главе с секретарем Володей Петровым . Приблизился долгожданный день, и мы, подхваливая и подбадривая друг друга, прибыли в столицу Южного Урала.
    Зал был заполнен до отказа, - это вдохновляло, давало ощущение значимости. Режиссером Борисом Преображенским была дана установка на " поражение " зрителей. Наверно, он еще не доучился на волшебника, потому что в принципе " поражение " состоялось, но совсем не такое, каким было запланировано. Начало было превосходным. Одобрительные возгласы из зала, особенно после исполнения песен Сашей Бабушкиным и Геной Романцевым, усиливали нашу творческую энергию и настолько ее усилили, что кое-кто " перегрелся ". В конце спектакля, (а мы знаем от разведчика Штирлица, что запоминаются именно заключительные фразы) Саша Кривопишин в своей сцене начал произносить текст, неслыханный нами ранее, вынуждая перейти к импровизации. Когда весь рисунок пьесы состоит из остроумных, гениальных фраз известнейших и умнейших профессионалов русской поэзии, сочинить ответную реплику на Сашин " самиздат ", да так, чтобы при этом соблюсти окраску, темп и смысл повествования - удел разума неземного. Ответные реплики конечно последовали, но на том же уровне " гениальности " на котором " несло " Сашу. По злой насмешке темных сил " а мы уверены, без них не обошлось ", Саша на данном достаточно большом отрезке спектакля играл ведущую роль, и незаметно перейти к другой теме не представлялось возможным. Из зала послышался смех, но его оттенок уже носил признаки ехидности. Актеры из последних сил пытались " сделать хорошую мину при плохой игре ". Растерянность, конечно, была, а главное резко упал эмоциональный настрой, исчез тот " кураж ", без которого успех не живет. Если бы это произошло в начале спектакля, то оставалась бы еще возможность наверстать упущенное до финишной черты, но это были заключительные аккорды, и их фальшивость внесла свой губительный вклад на пути к успеху. Я бы не сказала, что это был полный провал, так как отношение зрителей было очень дружелюбным, но триумфа, которого мы ожидали, не получилось. Суворов говорил, что уверенность в победе - это уже полпобеды. Вот эту " полпобеды " мы и привезли с собой в Свердловск. " Полпобеды " состояло в том, что о коллективе узнали, а " полпоражения " в том, что наши надежды не оправдались.
    Однако на фестиваль студенческих театров технических вузов страны, который состоялся в Горьком (ныне Нижний Новгород) в 1969 году от Уральского политехнического института был направлен именно наш коллектив, а не институтский СТЭМ. Поэтическому театру физико-технического факультета предоставили право представлять известное и уважаемое в стране высшее учебное заведение, чьи студенты и выпускники всегда находились в первых рядах, как покорители Эвереста или первый Президент России. Отодвинув временно на второй план изучение статистической физики, теории упругости, аналитической механики, квантовой механики, теории поля и прочих очень мудрых наук, мы заполнили наше время суетными заботами, связанными с покупкой железнодорожных билетов, упаковкой необходимого реквизита, установлением " перемирия " с теми преподавателями, по предметам которых у отдельных " служителей музы " были задолженности. Отчетливо помню, как в сопровождении друзей и родных мы ехали на вокзал, как отыскивали свой вагон, как волновались, чтобы не оказалось опоздавших. Наша жизнь была наполнена простыми и прекрасными радостями, и мы были готовы расцеловать весь мир.
    Сегодня я не люблю ездить на поезде и всегда изыскиваю возможность преодолеть расстояние самолетом, если в данном направлении существуют воздушные перевозки. Другое дело в юности, да еще с хорошей большой компанией. Такие поездки можно считать одним из видов молодежного отдыха. Мы набивались в одно из купе, теснота нас не смущала, мы даже находили в этом определенный " шарм ", звучали шутки, смех, анекдоты. Обязательно кто-то брал в руки гитару, и мы во все горло распевали наши студенческие песни. Никто из пассажиров на нас не ворчал, видимо, часть веселья и радости передавалась им. Эти посиделки сродни сегодняшним телевизионным передачам " Белый попугай " или " С легким паром ".

Портрет
Участники художественной самодеятельности
ФизТеха О. Терехов и Г. Попов
Только у нас было меньше комфорта и больше азарта.
В свободные минуты бог создал институты.
Адам его студентом первым был.
Но он не занимался, а Евой увлекался.
И бог его стипендии лишил.
У Адама драма, драма у Адама.
Вызвали Адама в божий деканат.
И на землю прямо сбросили Адама.
Так пошли студенты, говорят.


    Особенно мне нравилась физтеховская " Колыбельная ".
У нее очень добрая и нежная мелодия.

Спи, моя хорошая, скорее засыпай.
Спят уже все птицы, воробей и попугай.
Только вот твой папа ночь не будет спать.
Завтра папе физику сдавать.
Спи, не то вот встану, позову декана.
Спи, давно пора уж спать.
Скоро ты узнаешь, что такое позитрон,
И каким зарядом обладает электрон.
Как чертить эпюры, как диплом писать,
И как усилитель рассчитать.
Спи, не то я встану, позову декана.
Спи, давно пора уж спать.
Спи, моя хорошая, вот вырастешь большой,
На физтех поступишь, как и папа твой.
Так же, как и папа, ночь не будешь спать,
Если завтра физику сдавать.
Спи , не то вот встану, позову декана.
Спи, давно пора уж спать.


    А еще мы читали стихи. Кто-то - собственные, кто-то - известных поэтов. Тогда все затихали. Ребята были талантливы и умели смычками стихов тронуть струны души так, что она начинала петь высоким и чистым звуком, а мысли устремлялись в будущее, с которым были связаны наши фантазии и надежды в ту пору жизни.
    В Горький мы прибыли уже к вечеру. Организаторы фестиваля разместили режиссера и сопровождавших нас представителей комсомольской аристократии в гостинице, а актеров в общежитии. День был праздничный. Вся страна отмечала Международный женский день Восьмое Марта. Мы также решили присоединиться к всеобщему ликованию по поводу независимости и эмансипации женщин. Время было позднее, город мы не знали. Близлежащие магазины, которые удалось найти, оказались закрытыми. Тогда время было другое, - не успели " отовариться " до 20-00 - ищи дежурный магазин. Но даже в них продажа спиртных напитков завершалась после установленного часа. Почему-то всем нравилась цифра 17-00. А еще очень хотелось есть. " Собрание старейшин " после непродолжительного обмена мнениями решило: надо брать ресторан. Хочу дать разъяснения для несведущих в популярной форме, чтобы не подумали, не весть знает что. То, что поужинать в ресторане в связи с праздничной обстановкой в регионе и отсутствием свободных мест нам не удастся - мы себе представляли, как таблицу умножения. Еще мы знали, что не существует тупиковых ситуаций, есть лишь незнание выхода из тупика. Вот этот выход и был определен. Задача заключалась в том, чтобы двум-трем " уполномоченным " проникнуть в ресторан, а там можно было договориться с официантами по вопросу приобретения всего необходимого, чтобы уже в общежитии всем коллективом подтвердить нашу солидарность с прекрасной половиной человечества. Еще мы знали, что просить и убеждать швейцара, который стоит у входа, как курсант у Мавзолея, напрасная трата сил, удел пустого мечтателя. А нам был необходим гарантированный результат. Вера Нухович и Владислав Семенов (нештатно примкнувшая творческая личность, окутанная завесой тайны, которая впоследствии стала руководителем нашего коллектива) направились в один из ресторанов в центре города. Их сопровождение состояло из двух молодцев, экипированных большими сумками. Наши " разведчики " представились журналистами из какой-то центральной газеты, и сообщили, что по телефону заказали два места. В списках их, естественно, не оказалось. Обида, негодование по поводу того, что представители уважаемой прессы оказались на улице в столь праздничный день, - все это так мило было обрушено на голову вызванного заместителя директора ресторана, что никто не догадался спросить удостоверения. Да, уж если талант, то он не только на сцене, но и в жизни дает о себе знать. В то время к прессе относились уважительно, тем более к представителям из Москвы, предпочитали оставаться в дружеских отношениях. Два свободных места нашлось. Ну, а договориться с официантами проблемы не представляло, - Вера могла заговорить кого угодно. Сопровождающие молодцы " партизанской тропой " в грузовом лифте поднялись в зал. Сумки были заполнены и доставлены в общежитие. Друзья спасены от голода и уныния.
В конкурсных выступлениях фестиваля участвовали студенты технических вузов Ленинграда, Киева, Львова, Горького, Челябинска, Уфы, Свердловска и других городов. Фестиваль проходил в Доме Культуры им. В.И. Ленина. В день было два конкурсных спектакля - один утром, другой во второй половине дня. Большинство конкурсантов имели опыт участия в аналогичных фестивалях. Львовский студенческий театр сатиры <Гаудеамус-2>, созданный в 1962 году и закаленный в гастрольных поездках со студенческой тематикой по областным центрам Западной Украины, Прибалтики, Закавказья уже побывал на Всепольских студенческих конференциях в 1964 и 1965 годах, являлся участником первого Всесоюзного фестиваля студенческих театров в 1966 году в Москве. На фестиваль в Горький они привезли пьесу Ф. Кривина " Три происшествия " Автор оригинальных миниатюр и философских притч дебютировал как драматург. Пьеса была поставлена художественным руководителем театра Борисом Озеровым. Другим именитым соперником был уже упоминавшийся театр " Манекен " Челябинского политехнического института - лауреат Всесоюзных фестивалей студенческих эстрадных театров. Первая программа была показана в 1963 году и называлась она " От сессии до сессии" . Удивительно, но под таким названием традиционные студенческие " капустники " проходили чуть ли не в каждом институте, с бессменными темами шпаргалок, лекций, рассеянных преподавателей и хитрых студентов. Именно из таких " капустников " в дальнейшем рождались студенческие театры. Вот уж действительно, их находили " в капусте ". Я даже помню слова песни:

От сессии до сессии живут студенты весело,
А сессия всего два раза в год.


    На всесоюзный фестиваль 1969 года " Манекеном " было привезено два спектакля. Первый по произведениям Петера Вайса, Марка Розовского и Андрея Вознесенского " Пока мы живем ". Второй - М.Е. Салтыков-Щедрин " Сказки ". Я не помню сейчас, какой из двух спектаклей был показан на фестивале, возможно оба. Художественный руководитель театра Анатолий Морозов был не только творческой личностью, но и тонким политиком. Я упомянула только часть коллективов, с которыми нам предстояло соревноваться в своем мастерстве. На фоне этих именитых соперников без премий и званий был наш коллектив и театр эстрадных миниатюр политехнического института г. Кирова. Наше выступление со спектаклем " Человек, похожий на самого себя " состоялось 10 марта, а во второй половине дня сцену должен был занять Челябинский " Манекен ". Конечно, нам тоже хотелось стать лауреатом, и, по нашему мнению, мы достаточно хорошо отыграли, никаких сбоев, на максимуме вдохновение, и зал встретил очень одобрительно. Однако мнение жюри с нашим разошлось. Я думаю, для них была важна идеологическая линия спектакля, разоблачение нравственного уродства, пошлости, равнодушия, а мы рассказали об очень умном и талантливом человеке, разоблачений особых не было и жюри не удовлетворилось.
    Фестивальный день был очень насыщен. Вечером состоялись встречи с рабочей и студенческой молодежью. А еще мы умудрялись выкраивать свободное время для посещения музеев и других достопримечательностей Горького. Посетили дом-музей Алеши Пешкова, в котором он провел детство, и так подробно описал в своей трилогии. Увидели крест, под которым погиб Яков. Побывали в Нижегородском Кремле. По завершению фестиваля, когда была решена судьба главных призов, - настало время торжественного закрытия и раздачи лавров и терний фестиваля. Призером стал Челябинский " Манекен ". Следует заметить, что целью фестиваля было не только выявить лучший коллектив, но и сообща обсудить важные вопросы:
Для кого существуют студенческие театры? Для тех, кто смотрит, или для тех, кто играет?
Что показывать самодеятельным театрам? Копировать профессионалов или идти своим путем?
Дискуссионный клуб, на котором участники могли высказать свою точку зрения по перечисленным вопросам, был интересным, плодотворным и запоминающимся. Конечно, не обошлось без банкета, на котором была возможность обсудить вопросы и не по теме фестиваля. Ведь мы были молоды, живо интересовались друг другом и очень любили неформальную обстановку.
    Шел 1969 год. Это был знаменательный год для нашего факультета, - ему исполнялось 20 лет. Все активно готовились к этой дате. Коллектив поэтического театра также почесывал свои затылочки, размышляя, какой же подарок преподнести к юбилейным торжествам. Совсем некстати мы вдруг " осиротели ". Борису Преображенскому была предложена должность главного режиссера в другом городе, и он нас покидал. Вот тут то и выдвинулась на передний план фигура Владислава Борисовича Семенова. Человек он был решительный, дерзкий, с огромным творческим потенциалом, массой новых идей и подходов к вопросу перспектив поэтического театра. Он быстро подвел " черту " под нашими поисками, сказав, что будем ставить спектакль " Ярче тысячи солнц " об истории создания атомной и водородной бомб. Сам написал сценарий, который вобрал в себя стихи современных советских поэтов патриотической и философской направленности, рассказов о величайших физиках современности, чьими умами рождалось новое направление в физике, связанное с радиоактивными свойствами материи.
    Начало спектакля было выдержано в ровных тонах, шел рассказ об открытии радиоактивности Пьером Кюри и Марией Склодовской-Кюри. Затем темп спектакля ускорялся, и зритель мог проследить, как это величайшее историческое открытие в силу политической ситуации на планете Земля приобретает зловещие очертания и переходит на службу разрушительным силам, тем, для кого власть над людьми является высшим смыслом жизни. Часть спектакля шла на фоне демонстрации кадров из фильма М. Ромма " Обыкновенный фашизм ", с соответствующим музыкальным оформлением. Особый колорит спектаклю придавало световое оформление. Сцена освещалась то зловещим багрово-красным цветом, на фоне которого по сцене двигались фигурки наших актеров, то вдруг вспыхивал ослепительный белый цвет, освещая символы трагедии Хиросимы и Нагасаки. Да, в постановку этого спектакля Семенов вложил весь творческий потенциал своей широкомасштабной натуры, а бюро комсомола факультета не скупилось оплачивать необходимые расходы.
    Я хорошо помню сцену из спектакля " Винтики ", на стихи Роберта Рождественского. Как мне кажется, она была наиболее эффектной по смыслу и по постановке. Смысл заключался в том, что человек не просто " винтик " в сложном общественном механизме, но существо мыслящее, способное не только отличать добро от зла, но и противостоять этому злу, заставляя вращаться общественный механизм в созидательном направлении. Последний спектакль, в котором мне довелось принять участие, назывался " Бывшие ". Сценарий и постановка Владислава Семенова. Спектакль был посвящен очередной годовщине Великого Октября, но весьма нестандартным приемом. Революционные события и становление Советской власти отражались через призму их восприятия проигравшей стороной - белыми офицерами, титулованными особами, бывшими государственными чиновниками и т. д. По сценарию все действие должно происходить на красном фоне, символе победившего пролетариата. Разной величины кубы, обтянутые красной материей, располагались в хаотическом порядке по всей сцене. Пол сцены также должен был быть полностью покрыт алой материей. Деньги на изготовление кубов и их обтяжку были выделены, как всегда, бюро комсомола, но вот на грандиозный замысел обтянуть красным сатином весь пол сцены - это посчитали уже излишеством. Наш неукротимый руководитель настаивал на своем, и никакие доводы не могли поколебать его решения. Он не уставал доказывать и требовать. На помощь пришла Тамара Георгиевна Рудницкая, в ту пору член художественного совета факультета, наш единомышленник и поклонник. Она пожертвовала на " семеновский " замысел свою месячную зарплату. В этом спектакле мы несколько изменили традициям поэтического театра. Стрелка сдвинулась от поэзии в сторону драмы. Впервые возникла необходимость в костюмах, соответствующих эпохе и героям. Нельзя было представлять княгинь и поручиков в наших традиционных черных свитерах. Я отправилась в Свердловский драматический театр. Передо мной была поставлена задача: взять необходимые костюмы, причем бесплатно, так как весь денежный лимит был израсходован на закупку алого кумача. Директор театра приходилась мне дальней родственницей, о чем, я полагаю, она не догадывалась в первый момент моего появления. Вскоре родственные связи были определены, она с удовольствием выслушала новости о городе, где прошли ее детство и юность, и в котором она уже давненько не была. Безусловно, она догадывалась, что не это было главной причиной моего посещения. Достигнув взаимопонимания, я коротко поведала о нашем театре и о большой нужде в костюмах, за прокат которых нечем платить. Костюмы я получила бесплатно, под расписку.
    Репетиции проходили бурно. Не всем удавалось проникнуться замыслом режиссера, а тем более реализовать его, забыв о привычных стереотипах. В наших головах с детских лет прочно сидела установка, что социализм - это добро и процветание, а царизм и капитализм - это зло и угнетение. Изобразить добро и процветание с позиций ушедших в прошлое " эксплуататоров " было делом нелегким и весьма сомнительным. Но мы честно пытались это сделать. Спектакль был показан на смотре художественной самодеятельности института. Все было значительно - и красная сцена, и мы в театральных костюмах. Но впервые нам поставили оценку " 4 ". Или жюри не поняло нашего новаторского замысла, или не понравился спектакль. Прошли шесть студенческих лет, и мы разъехались молодыми специалистами по разным городам огромной территории Советского Союза. Разве могли мы предположить в то время, что будем отделены от нашего института и мест нашей юности государственными границами.

    Да, жизнь интенсивно меняется, но память о прекрасных, счастливых моментах жизни остается надолго неизменной.




     Издательство " DiaKon * ДиаКон" Инициатор проекта       Яремко А.Н.